За последние годы, в связи с низкими таможенными пошлинами и огромным рынком потребителей, число импортеров кофе в Россию существенно увеличилось и многие из новых фирм-импортеров поставляют кофе нелегально.
Поэтому возникают большие проблемы с подлинностью потребляемого населением, особенно растворимого, кофе в России. Многие кофеперерабатывающие предприятия остались на Украине и появилась возможность в больших количествах вырабатывать растворимые кофейные напитки и использовать их для добавлений в натуральные. В то же время на кофе имеется повышенный спрос у покупателей, особенно с высокими доходами, то у продавца соответственно открываются возможности по обману покупателя, не очень обремененного контролировать стоимость покупки.
Рассмотрим основные способы обмана покупателя при продаже кофе. Это, прежде всего:
1. Обман при подсчете стоимости покупки - обсчет;
2. Обман при расчете с покупателем;
3. Обман за счет продажи кофе с истекшим сроком хранения;
4. Обман за счет продажи кофе с дефектами, известные продавцу;
5. Обман за счет продажи некачественного кофе, качество которого известно для продавца;
6. Обман за счет продажи фальсифицированного кофе.
Обсчет покупателя при продаже кофе, наиболее простая, но доходная операция для продавца и не требующая больших затрат энергии. Здесь имеется большое количество различных способов.
1. Подсчитывая в уме, продавец, видя что перед ним состоятельный покупатель, легко к полученной сумме за купленный Вами кофе добавит несколько рублей или десятков рублей в зависимости от стоимости покупки.
2. При подсчете на калькуляторе продавец дважды нажимает на прибавление одной и той же суммы, когда Вы покупаете несколько упаковок растворимого кофе.
3. При подсчете на калькуляторе продавец правильно набирает сумму за кофе, а Вам он называет сумму на несколько рублей больше.
4. При подсчете на калькуляторе продавец предварительно вносит ту или иную сумму в память калькулятора и затем при подсчете суммы за растворимый кофе незаметно нажимает клавишу суммирования с памятью и - обсчет состоялся. В случае обнаружения обмана, продавец настойчиво показывает покупателю полученную сумму на своем калькуляторе, а выявления обмана, он ссылается, что это просто неправильно считает его калькулятор, а он здесь совсем и ни при чем и не хотел Вас обманывать.
Обман при расчете с покупателем - это чистое мошенничество, которое наиболее чувствительно действует на покупателя. Поэтому контролирующие органы по защите прав потребителя должны выявлять этот обман наиболее активно. Здесь имеется много способов и методик мошенничества при продаже кофе.
1. Вы просите настоящий бразильский кофе, но продавец подает Вам кофе, расфасованный в России, либо расфасованный в Бразилии но по заказу российской фирмы. Вы указываете ему на то, что он подал Вам не то, что Вы просили. Продавец подает Вам настоящий Бразильский кофе, а расплачивается с Вами как за две упаковки (и за настоящий и за поддельный).
2. Вы выбираете несколько упаковок качественного кофе, но при упаковке в фирменный пакет Вам подменяют некоторые упаковки выбранного Вами качественного кофе на более низкокачественный.
3. Вы выбираете высококачественный кофе в зернах и, при Вашем присутствии, его взвешивают. Но когда Вы расплачиваетесь за купленный товар его подменяют на менее качественный.
4. Вам дают сдачу мелкими суммами, чтобы Вы ее не стали подсчитывать. В случае, когда Вы все-таки сосчитаете всю мелочь и выясните, что Вас обманули, Вам просто добавят недостающую сумму.
Имеются и различные другие способы психологического давления на покупателя при расчетах с ним за купленный кофе. Особенно часто обманывают при покупке кофе состоятельных покупателей, а также рассеянных и спешащих.
Обман за счет продажи кофе с истекшим сроком хранения также встречается при продаже этого товара достаточно часто. Поскольку в настоящее время нет дефицита в кофе,
а имеется большая конкуренция при его продаже, то многие образцы кофе
пользуются недостаточным спросом, особенно при небольшом ассортименте в маленьких магазинах и ларьках, длительное время лежат на прилавке и под воздействием высокой температуры они начинают терять свой аромат и проявляется запах окисленного жира. Чтобы не списывать просроченный кофе за свой счет, продавцы стремятся все-таки реализовывать данный товар. Обычно рядовой покупатель не знает, что у кофе, как растворимого, так и в зернах имеется гарантийный срок хранения. Поэтому продавцы применяют следующие способы.
1. Стараются "затереть" выдавленные цифры даты выработки или даты последней продажи.
2. Незаметно добавляют просроченные упаковки кофе при продаже качественного.
3. Перефасовывают кофе в новую тару с нанесением новой даты расфасовки.
Обман за счет продажи кофе с дефектами, известные продавцу происходит потому, что в кофе при неправильном хранении или транспортировании может окисляться кофейное масло (coffee oil). У продавца кофе поэтому возникают проблемы - или реализовать дефектный товар неискушенному покупателю, или нести убытки за счет своего дохода. Многие продавцы стараются переложить свои ошибки и просчеты на плечи доверчивого покупателя. Некоторые из них делают скидки на дефектный кофе, а многие продают его по обычной цене.
При продаже кофе встречаются следующие дефекты: химические процессы (окисление жира), физические процессы (десорбция ароматических веществ). Обычно продавец знает о дефектах своего кофе и поэтому стремится как можно быстрее его продать. Поэтому если Вы видите, что цены на данный кофе намного ниже, чем у других продавцов, то, прежде всего, убедитесь, а ка-чественная ли это продукция. Постарайтесь перед покупкой попросить продавца дать Вам открыть упаковку кофе, чтобы убедиться в ее бездефектности (отсутствии постороннего запаха, прогорклого запаха жира и т.п.).
Обман за счет продажи некачественного кофе, качество которого известно для продавца происходит по нескольким причинам. Во-первых, продавцу поставили некачественный кофе оптовые посредники и он, обнаружив это потом, чтобы не оплачивать данную партию кофе из своего кармана, пытается реализовать их неискушенному в этих тонкостях покупателю.
Во-вторых, продавец осознанно взял на реализацию некачественный "левый" кофе, чтобы на этом подзаработать. Ведь в настоящее время расфасовывают кофе из кофезаменителей под видом настоящего где угодно. Практически в каждом областном городе имеются свои "левые" расфасовочные цеха того или иного вида кофе. Если Вы видите, что кофе расфасовано на ООО или частном предприятии, а не на ОАО, то будьте внимательны.
Обман за счет продажи фальсификации кофе. Рассмотрим основные виды фальсификации кофе, встречаемые на рынках России и используемые для обмана покупателя.
Ассортиментная фальсификация достаточно хорошо представлена на нашем рынке. Она включает в себя подмену одного сорта кофе другим, либо подмену натурального кофе различными кофезаменителями.
Поскольку спрос на кофе определяется уровнем заболеваний у населения и, прежде всего, нарушением углеводного обмена, а прием кофеина приводит к выбросу в кровь человека дополнительной глюкозы из резервов организма, то реализация кофе в России с каждым годом увеличивается. Поэтому имеется много желающих подзаработать на этой пагубной привычке больного человека и подсунуть ему вместо одной отравы (наркотического вещества - кофеина) другую.
Подменой натурального кофе (т.е. его подделками) при ассортиментной фальсификации служат всевозможного рода высушенные, поджаренные и перемолотые компоненты из растительного мира: а) различного рода корни - цикорий, свекла, морковь, одуванчик; б) богатые сахаром вещества - жженый сахар, винные ягоды, царьградские стручки; с) богатые крахмалом вещества - желуди различных видов дуба, каштаны, рожь, ячмень, овес, пшеница, ячменный солод и пр.; д) семена бобовых растении - горох обыкновенный, кофейный горох (Astragalus boeticus), китайские бобы (Soja hispida), обыкновенные бобы, люпины или конские бобы и пр., е) богатые жиром вещества - орех обыкновенный, а также американский, грецкий, земляной и пр.
Поскольку эти подделки не содержат в себе ни кофеина, ни кафеола - двух важнейших составных частей натурального кофе, и поэтому не обладают, физиологической активностью, т. е. не обладают возбуждающим действием на центральную нервную систему. Кофезаменители имеют с натуральным продуктом лишь способность придавать приготовляемым, после их поджариванья, напиткам некоторый запах, аромат и вкус, хотя бы отдаленно напоминающие кофе. Как правило, производство кофезаменителей рассчитано на бедные слои населения, а также на лиц, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Широкое распространение цикория и кофезаменителей из винных ягод получило еще в связи с их высокой экстракционной способностью, чем натуральный кофе и поэтому часто используются для фальсификации растворимого кофе. С гигиенической точки зрения ничего, конечно, нельзя возразить против употребления различного рода кофезаменителей (за исключением, впрочем, кофезаменителя из люпинов, продолжительное употребление которого вызывает сильные головные боли), когда они продаются по дешевой цене и под их собственным названием. Однако кофезаменители употребляются, чаще всего, для ассортиментной фальсификации натурального кофе.
Подмена высококачественного кофе в зернах низкокачественным достаточно легко определяется, так как высококачественные сорта кофе - арабика, либерика имеют зерна значительно большие по размеру. Иногда за кофе высшего сорта выдаются кофейные зерна разных размеров и окраски, что указывает на имеющееся смешивание отходов кофейного производства, что недопустимо, так как обязательно должно реализовываться кофе одной партии, состоящее из одного сорта и одной степени обжарки.
1. Подмена: молотого или растворимого кофе различными кофезаменителями.
Методы обнаружения: Органолептические методы: оценка вкуса, аромата и цвета экстракта, при этом обращают внимание на наличие грубого вкуса и слабого кофейного аромата, чересчур темного или, наоборот, слабого цвета настоя, его непрозрачность и мутность. Для натурального кофе характерно сочетание трех вкусовых ощущений - кислого, горького и терпкого. У кофезаменителей как правило имеется только одно вкусовое ощущение - горечь. Вместо
кофейной гущи, состоящей из отдельных частиц кофе, которые легко
отделяются друг от друга, у кофезаменителей гуща имеет желеобразную
консистенцию, частички связаны друг с другом слизью.
При растворении молотого кофе в холодной воде частицы кофе, содержащие углекислый газ, долго плавают сверху, а частицы кофезаменителей быстро оседают на дно.
Физико-химические методы: Отсутствие содержания кофеина, положительная реакция с йодом (синее окрашивание), микроскопирование частиц.
Качественная фальсификация кофе достигается следующим образом: введение добавок, не предусмотренных рецептурой; добавление спитого кофе; введение чужеродных веществ и компонентов, приготовление искусственных зерен.
Наиболее полно такая фальсификация представлена в кофе Манхеттен, который фактически представляет собой кофейный напиток с добавлением кофе. Поэтому на внутренней упаковке его и написано, что подлежит реализации только в странах СНГ. Отличить подобную фальсификацию можно по йодной пробе на крахмал, поскольку он содержится в ячмене.
С целью выгодного для торговцев искусственного повышения веса кофейных зерен, последние, во время обжаривания, опрыскиваются нередко вазелином, сахарным сиропом или другими малоценными веществами.
Для маскирования испорченных, потерявших свой естественный цвет и консистенцию зерен, их подвергают встряхиванию со свинцовыми шариками или подкрашивают нередко вредными для здоровья красящими веществами.
Фальсификаторы пускают в продажу даже искусственные зерна, полученные из пшеничного, ячменного, бобового и кукурузного теста, из которого, при помощи особых аппаратов приготовляют зерна, тщательно подделанные под настоящие кофейные, а затем их поджаривают.
Но чаще всего встречаются подделки жареного молотого кофе к которому подмешиваются всевозможного рода кофезаменители в жаренном и измельченном виде. Они мало отличаются по внешнему виду от настоящего кофе.
Однако микроскопическое исследование дает очень точные результаты при распознавании чистоты натурального кофе и содержания в нем той или другой подделки. Паренхима кофейного зерна состоит из тесно расположенных, без межклеточных пространств толстостенных клеток, бесцветные стенки которых обладают очень характерными узловатыми утолщениями. Форма клеток у кофейных зерен разнообразная: прямоугольная, трапециевидная, ромбическая и др. Покрывающая зерно семенная оболочка, хорошо удерживается в находящейся на плоской стороне зерна бороздке, откуда она глубоко входит внутрь и покрывает внутреннюю поверхность эндосперма. В молотом жареном кофе всегда находятся частички этой оболочки.
Цикорий распознается по содержащимся во внутренней
белой коре и граничащем с нею лубе млечным сосудам, шириной от 0,006 до
0,01 мм., а также тонкостенным, сложенным пучками ситовидным трубкам. Кроме того, резко выдаются под микроскопом заложенные в древесине короткие, умеренно широкие сосудистые клетки, боковые стенки которых унизаны поперечными, большею частью щелевидными утолщениями.
Винные ягоды характеризуются содержащимися в паренхиме
тонкими сосудистыми пучками и значительной ширины (0,05 мм, т. е. шире,
чем у цикория) млечными сосудами, с хорошо различимыми стенками. Покрывающая винные ягоды верхняя кожица содержит маленькие, полигональные толстостенные клетки, во многих местах располагающиеся в виде розетки вокруг волосяной ямы, в которой иной раз сохранился и волос. Что касается зернышек винных ягод, то содержащиеся в них семечки покрыты очень жесткой и твердой скорлупой, в которой выдаются крупные, закругленно угловатые каменистые клетки, с узким просветом и слоистыми стенками, пронизанными многочисленными паровыми канальцами.
Разновидностью качественной фальсификации кофе следует считать частичную или полную замену натурального продукта пищевыми или непищевыми отходами, которые образуются после извлечения из него наиболее ценных компонентов. Например, реализация кофе натурального без кофеина или введение искусственного кофеина, представляющий собой белые кристаллы. Однако такой продукт нельзя считать фальсифицированным, если на маркировке указано, что кофе без кофеина. Может быть реализация спитого кофе (отходы от общественного питания), который вторично был высушен и расфасован.
Примеры фальсификации кофе. В Москве и Московской области ликвидированы два крупных подпольных завода, занимавшихся выпуском поддельного Nescafe, а также чая "Беседа" и Brook Bond . Внешне отличить подделку от оригинала было невозможно. Банки с кофе имели все признаки оригинальной продукции.
Производства по уровню технического оснащения не уступали фирменным фабрикам. Пять автоматизированных производственных линий по изготовлению и расфасовке кофе были закуплены организаторами за 500 тыс. долларов. Закуплено было и оборудование для производства фирменной упаковочной фольги. На заводах было обнаружено в общей сложности более 3 тонн кофе польского производства,
более 700 тыс. банок под кофе, этикетки, крышки, тару с фирменной
маркой Nestle, более 1300 коробок с поддельным чаем "Беседа" и "Брук
Бонд", 710 кг низкосортного грузинского чая.
Ежемесячный доход обоих предприятий составлял несколько миллионов долларов. Одна банка кофе приносила 1,5 долл. дохода. Все сырье для производства кофе и чая поступало в Россию контрабандным путем. Порошок кофе и крышки из Польши, стеклянные банки из Молдавии, а чай из Грузии. По предварительным данным, подпольные заводы нанесли настоящим производителям ущерб в 10 млн. долл.
Количественная фальсификация кофе (недовес) это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Например, вес нетто пачки занижен, или используют жестебанку большей массы и т.д. Выявить такую фальсификацию достаточно просто измерив предварительно массу нетто поверенными измерительными мерами веса и объема.
Информационная фальсификация кофе - это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре. Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения: информации в товарно-сопроводительных документах; маркировке; не полной информации наносимой на упаковку; рекламе. При фальсификации информации о кофе довольно часто искажается или указываются неточно следующие данные:
наименование товара;
страна происхождения товара;
фирма-изготовитель товара;
количество товара.
Рассмотрим наиболее характерные информационные фальсификации кофе. Так поддельный кофе "Jаcobs", например, находился в большой жестяной банке, похожей на банку с "Nescafe", которая была оклеена бумажной этикеткой с названием "Jacobs". На фальшивой жестянке не было штрих-кода, зато указывалось, что этот кофе произведен в США (на самом же деле "Jacobs" выпускают в Германии). Банка снабжена пластмассовой крышкой, которую используют после вскрытия жестяной. В то же время настоящий растворимый кофе "Jacobs" реализуется только в стеклянных банках, а молотый и в зернах - в вакуумной упаковке. Другая подделка, встречающаяся на наших рынках, выглядела
почти как настоящий "Nescafe". Банка того же размера, что и "родная",
только этикетка бумажная, а фирма этого себе никогда не позволяет. На этикетке указано, что кофе изготовлен фирмой Nestle в США, что как будто подтверждает и штрих-код, начинающийся с 02. Но специалисты заметили, что конфигурация штрих-кода не соответствует американской системе кодирования, а кроме того, известно, что фирма Nestle является швейцарской. Потребитель должен знать, что настоящий кофе "Nescafe" имеет специальную жестяную крышку с выгравированным названием фирмы Nestle, которая герметично закрывает банку после удаления фольги, а не пластмассовую крышку, которой была снабжена эта подделка. Встречается еще одна подделка под "Nescafe" называется "Ness-Caffe". Дизайн банки и ее размер повторяют мексиканский кофе "Coffee Colonial" (довольно сомнительного качества). Предположение, что это никому не известный сорт кофе, логотип названия которого случайно совпадает по звучанию с "Nescafe", не подтвердилось при дегустации и анализе: по вкусу и составу "Ness-Coffee" идентичен всем прочим подделкам. Грубая подделка под "Cafe Pele" бывает упакована в необычную небольшую плоскую баночку, на этикетке которой к торговой марке "Cafe Pele" добавлено слово "brasil". На фальшивке нет штрих-кода, не понятно, где этот кофе произведен. Настоящий "Cafe Pele" выпускают в длинных стеклянных банках с "талией", а также в небольших жестяных с бумажной этикеткой.
С одной стороны, главные жертвы фальсификации являемся мы, покупатели, а с другой - крупные концерны по производству кофе. Они теряют репутацию, завоеванную десятилетиями нелегкого труда. Многие ценители таких марок кофе, как "Jacobs" (Германия), "Nescafe" (Швейцария),
"Elite Classic" (Израиль), "Сafe Pele" (Бразилия), "Tchibo" (Германия),
"Moccona" (Голландия), "Folgers" (США), "Maxwell House" (США) и прочих
уже наверняка заметили, что любимый кофе лучше покупать в специализированных магазинах или отделах крупных торговых предприятий, а не на мелкооптовых рынках.
К информационной фальсификации относится также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода и др. Выявляется такая фальсификация проведением специальной экспертизы, которая позволяет выявить:
каким способом изготовлены печатные документы;
имеются ли подчистки, исправления в документе;
является ли штриховой код на товаре поддельным и соответствует ли содержащаяся в нем информация заявленному товару и его производителю и др.
Вот некоторые из марок кофе, которые не получили официального сертификата соответствия, но, возможно,
попадающиеся на наших рынках: "Pluscafe" (Бразилия), "Coffee Colonial"
(Мексика), "los Portales" (Мексика), "Cafe Rio" (Бразилия), "Vienna" (Австрия), "Discover America" (США). Страны указаны по маркировке на упаковках. Покупая такой кофе, будьте особенно осторожны. Вот приметы этих подделок кофе. Бумажная этикетка, наклеенная на жестяную банку (фирмы, выпускающие кофе в жестянках, чаще всего наносят маркировку прямо на жесть). Дешевая пластиковая банка, чаще прозрачная. В такую тару обычно упаковывают кофе "левые" производители. Уважающая себя фирма использует или стеклянные банки, или жестяные, или вакуумную упаковку. Упаковка, не свойственная этой марке. Если вы постоянный покупатель кофе определенной марки, вы без труда отличите поддельную упаковку от фирменной: искаженное название марки или фирмы-производителя (как в случае с "Ness-Caffee"); отсутствие штрих-кода.
Содержание
1. Введение
2. История обманов покупателей при продаже продовольственных товаров
3. Общие положения об обмане, подделках и подлинности товаров
4. Виды и способы обмана покупателя и методы их выявления
ВИДЫ И СПОСОБЫ ОБМАНА ПОКУПАТЕЛЯ ПРИ ПРОДАЖЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
ЗЕРНОМУЧНЫЕ ТОВАРЫ
5. Хлеб и хлебобулочные изделия
6. Макаронные изделия
7. Крупа
8. Мука
9. Зерно
КОНДИТЕРСКИЕ ТОВАРЫ
10. Мучные кондитерские изделия
11. Сахаристые кондитерские изделия
12. Сахар и сахарозаменители
13. Пчелиный мед
14. Фруктово-ягодные кондитерские изделия
15. Жиросодержащие кондитерские изделия
16. Крахмал и крахмалопродукты
ПЛОДЫ, ОВОЩИ И ПРОДУКТЫ ИХ ПЕРЕРАБОТКИ
17. Плоды
18. Овощи
19. Продукты переработки плодов и овощей
ВКУСОВЫЕ ТОВАРЫ
20. Чай
21. Кофе
22. Пряности и приправы
23. Безалкогольные напитки
МОЛОЧНЫЕ ТОВАРЫ
24. Молоко и молочные продукты
25. Кисломолочные продукты
26. Масло коровье
27. Сыры
МЯСО И МЯСНЫЕ ТОВАРЫ
28. Мясо
29. Колбасные изделия
30. Мясные консервы
31. Мясные полуфабрикаты
РЫБНЫЕ ТОВАРЫ
32. Рыба
33. Соленые, вяленые, сушеные и копченые рыбные товары
34. Рыбные консервы
35. Икорные товары
ПИЩЕВЫЕ ЖИРЫ
36. Растительные масла
37. Маргарин
38. Майонез
39. Кулинарные жиры
40. Пищевые концентраты
41. Яйцо и яичные товары
Содержание
1. Введение
2. История обманов покупателей при продаже продовольственных товаров
3. Общие положения об обмане, подделках и подлинности товаров
4. Виды и способы обмана покупателя и методы их выявления
ВИДЫ И СПОСОБЫ ОБМАНА ПОКУПАТЕЛЯ ПРИ ПРОДАЖЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
ЗЕРНОМУЧНЫЕ ТОВАРЫ
5. Хлеб и хлебобулочные изделия
6. Макаронные изделия
7. Крупа
8. Мука
9. Зерно
КОНДИТЕРСКИЕ ТОВАРЫ
10. Мучные кондитерские изделия
11. Сахаристые кондитерские изделия
12. Сахар и сахарозаменители
13. Пчелиный мед
14. Фруктово-ягодные кондитерские изделия
15. Жиросодержащие кондитерские изделия
16. Крахмал и крахмалопродукты
ПЛОДЫ, ОВОЩИ И ПРОДУКТЫ ИХ ПЕРЕРАБОТКИ
17. Плоды
18. Овощи
19. Продукты переработки плодов и овощей
ВКУСОВЫЕ ТОВАРЫ
20. Чай
21. Кофе
22. Пряности и приправы
23. Безалкогольные напитки
МОЛОЧНЫЕ ТОВАРЫ
24. Молоко и молочные продукты
25. Кисломолочные продукты
26. Масло коровье
27. Сыры
МЯСО И МЯСНЫЕ ТОВАРЫ
28. Мясо
29. Колбасные изделия
30. Мясные консервы
31. Мясные полуфабрикаты
РЫБНЫЕ ТОВАРЫ
32. Рыба
33. Соленые, вяленые, сушеные и копченые рыбные товары
34. Рыбные консервы
35. Икорные товары
ПИЩЕВЫЕ ЖИРЫ
36. Растительные масла
37. Маргарин
38. Майонез
39. Кулинарные жиры
40. Пищевые концентраты
41. Яйцо и яичные товары
Комментариев нет:
Отправить комментарий