1. Введение
Потребности покупателей в различных товарах и услугах обеспечивают торговые предприятия, производители и исполнители работ и услуг. Однако формирование рыночных отношений в России, наряду с положительными явлениями - насыщение рынка разнообразными товарами и услугами, приводит к проявлению и негативных явлений - обмана, обвеса, обсчета, продажи некачественной и фальсифицированной продукции. Поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка и защита от этих негативных явлений.
Государство отстаивает права потребителей, заставляя продавцов, предпринимателей и производителей предлагать покупателю только качественную продукцию. Эти права потребителя закреплены в различных законодательных актах - Конституции Российской Федерации, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовном, Гражданском кодексах Российской Федерации, Законе РФ "О защите прав потребителей", "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 2.01.2000 г. и других актах. В то же время, принятие этих законодательных актов зачастую не уменьшает обмана покупателей, осуществляемых на рынках Российской Федерации. Поскольку к каждому продавцу не поставишь по контролеру, то осуществляемые проверки со стороны фискальных органов, не могут пока приостановить этот поток обмана покупателей. "Не обманешь - не продашь!" Этот неписаный лозунг господствующий на наших рынках среди продавцов заставляет покупателя всегда быть начеку, чтобы его в очередной раз не "надули". А поскольку мысль человеческая не контролируема, то продавцы, имея дело с "живыми" деньгами, стремятся как можно больше их заработать, придумывая все новые и новые способы обмана покупателя. Кроме того, производители мелких, да и не только мелких, предприятий также стараясь быстрее заработать побольше "живых" денег, сами пытаются выйти на рынки России в качестве продавцов со своим не очень качественным товаром. У читателя сразу же возникает вопрос - Обман покупателя широко практикуется только в нашей стране или он закономерен для рынка? И он сразу же может получить готовый ответ, покупая те же товары у китайских, вьетнамских или турецких продавцов. Обман покупателя - это общая тенденция на любом рынке земного шара. Только этот обман может быть представлен в красивой упаковке или в наспех всунутом Вам завернутом товаре. Он может представлен в цивилизованном виде - когда Вам продают куриные яйца в современном супермаркете с таким содержанием антибиотиков, что они никогда не портятся, или такие же апельсины, лимоны, яблоки, виноград и пр., или в наглом виде - когда нахально Вам "втюривают" испорченный товар, доказывая, что так и должно быть. Таким образом, мы можем констатировать, что обман покупателя - это обычное явление при рыночных условиях и существует с доисторических времен, и будет существовать еще достаточно долго. Поэтому покупателю необходимы знания по всем применяемым способам его обмана и умения по их распознаванию.
Содержание
1. Введение
2. История обманов покупателей при продаже продовольственных товаров
3. Общие положения об обмане, подделках и подлинности товаров
4. Виды и способы обмана покупателя и методы их выявления
ВИДЫ И СПОСОБЫ ОБМАНА ПОКУПАТЕЛЯ ПРИ ПРОДАЖЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
ЗЕРНОМУЧНЫЕ ТОВАРЫ
5. Хлеб и хлебобулочные изделия
6. Макаронные изделия
7. Крупа
8. Мука
9. Зерно
КОНДИТЕРСКИЕ ТОВАРЫ
10. Мучные кондитерские изделия
11. Сахаристые кондитерские изделия
12. Сахар и сахарозаменители
13. Пчелиный мед
14. Фруктово-ягодные кондитерские изделия
15. Жиросодержащие кондитерские изделия
16. Крахмал и крахмалопродукты
ПЛОДЫ, ОВОЩИ И ПРОДУКТЫ ИХ ПЕРЕРАБОТКИ
17. Плоды
18. Овощи
19. Продукты переработки плодов и овощей
ВКУСОВЫЕ ТОВАРЫ
20. Чай
21. Кофе
22. Пряности и приправы
23. Безалкогольные напитки
МОЛОЧНЫЕ ТОВАРЫ
24. Молоко и молочные продукты
25. Кисломолочные продукты
26. Масло коровье
27. Сыры
МЯСО И МЯСНЫЕ ТОВАРЫ
28. Мясо
29. Колбасные изделия
30. Мясные консервы
31. Мясные полуфабрикаты
РЫБНЫЕ ТОВАРЫ
32. Рыба
33. Соленые, вяленые, сушеные и копченые рыбные товары
34. Рыбные консервы
35. Икорные товары
ПИЩЕВЫЕ ЖИРЫ
36. Растительные масла
37. Маргарин
38. Майонез
39. Кулинарные жиры
40. Пищевые концентраты
41. Яйцо и яичные товары
Потребности покупателей в различных товарах и услугах обеспечивают торговые предприятия, производители и исполнители работ и услуг. Однако формирование рыночных отношений в России, наряду с положительными явлениями - насыщение рынка разнообразными товарами и услугами, приводит к проявлению и негативных явлений - обмана, обвеса, обсчета, продажи некачественной и фальсифицированной продукции. Поэтому каждому потребителю необходима государственная поддержка и защита от этих негативных явлений.
Государство отстаивает права потребителей, заставляя продавцов, предпринимателей и производителей предлагать покупателю только качественную продукцию. Эти права потребителя закреплены в различных законодательных актах - Конституции Российской Федерации, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовном, Гражданском кодексах Российской Федерации, Законе РФ "О защите прав потребителей", "О качестве и безопасности пищевых продуктов" от 2.01.2000 г. и других актах. В то же время, принятие этих законодательных актов зачастую не уменьшает обмана покупателей, осуществляемых на рынках Российской Федерации. Поскольку к каждому продавцу не поставишь по контролеру, то осуществляемые проверки со стороны фискальных органов, не могут пока приостановить этот поток обмана покупателей. "Не обманешь - не продашь!" Этот неписаный лозунг господствующий на наших рынках среди продавцов заставляет покупателя всегда быть начеку, чтобы его в очередной раз не "надули". А поскольку мысль человеческая не контролируема, то продавцы, имея дело с "живыми" деньгами, стремятся как можно больше их заработать, придумывая все новые и новые способы обмана покупателя. Кроме того, производители мелких, да и не только мелких, предприятий также стараясь быстрее заработать побольше "живых" денег, сами пытаются выйти на рынки России в качестве продавцов со своим не очень качественным товаром. У читателя сразу же возникает вопрос - Обман покупателя широко практикуется только в нашей стране или он закономерен для рынка? И он сразу же может получить готовый ответ, покупая те же товары у китайских, вьетнамских или турецких продавцов. Обман покупателя - это общая тенденция на любом рынке земного шара. Только этот обман может быть представлен в красивой упаковке или в наспех всунутом Вам завернутом товаре. Он может представлен в цивилизованном виде - когда Вам продают куриные яйца в современном супермаркете с таким содержанием антибиотиков, что они никогда не портятся, или такие же апельсины, лимоны, яблоки, виноград и пр., или в наглом виде - когда нахально Вам "втюривают" испорченный товар, доказывая, что так и должно быть. Таким образом, мы можем констатировать, что обман покупателя - это обычное явление при рыночных условиях и существует с доисторических времен, и будет существовать еще достаточно долго. Поэтому покупателю необходимы знания по всем применяемым способам его обмана и умения по их распознаванию.
В то же время в России создана многоуровневая
система защиты прав потребителя от различных фальсификаторов и
обманщиков. Эта система включает следующие органы контроля:
Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав
потребителей Комитета РФ по торговле (Госторгинспекция); Добровольные
общества защиты прав потребителя, создаваемые при местной администрации;
Управления и отделы по качеству при краевых, областных правительствах и
министерствах; Торгово-промышленная палата и ее региональные органы.
Правами по контролю качества и выявления фальсификации наделены органы
внутренних дел, налоговая полиция, налоговая инспекция, управление по
борьбе с экономическими преступлениями и т.д. Большое количество
контролирующих органов в этой области указывает, что данная проблема
существует. Однако все эти контролирующие органы являются фискальными и
они не информируют потребителя обо все известных случаях обмана
покупателя. Поэтому в представленном учебном пособие будут описаны все
существующие способы обмана и показаны приемы по их выявлению известные
автору. Ведь обидно до слез бывают покупателю, когда ему взвешивают рыбу
весом в 2 кг в бесплатный пакет, а дома оказывается, что большую часть
оплаченной покупки составляла вода, а рыбы то всего оказалось около 1,5
кг.
Формирование в России рыночных условий, их дальнейшее развитие
и совершенствование предъявляют к покупателю товара свои специфические
требования. Поскольку покупатель ограничен в доступе к получению
достоверой информации обо всех видах и способах его обмана, то при
формировании рыночных отношений в проигрыше до сего времени остается он
сам, а товары и услуги, предлагаемые ему на свободном рынке
конкурирующими между собой субъектами с разной формой собственности
всегда имеют выигрыш. Единственный способ защиты у покупателя - это то,
что имеется возможность выбрать из большого многообразия наиболее лучший
и оптимальный вид товара и услуги. Конкурирующие между собой фирмы,
стараясь как можно полнее удовлетворить те или иные потребности
потребителя и изъять у него за предоставляемые товары и услуги больше
денег, используют различные методы и способы воздействия на покупателя.
Многие из фирм стремятся заполучить эти деньги честным путем за свой
качественный товар, но на свободном рынке всегда имеются и другие
производители, которые хотят обманным путем получить с покупателя деньги
за свой некачественный или даже фальсифицированный продукт. Особенно
это характерно для российского рынка, где веками формировались условия
для производства фальсифицированных товаров. В разных экономических
условиях формирования товарно-денежных отношений в России по-разному
относились и к появлению на рынке фальсифицированных товаров. С другой
стороны, появление на российском рынке разнообразных товаров, о
существовании которых ранее покупатель мог узнать только по телевидению,
или в поездках за рубеж, породило и новую неизвестную ранее проблему -
идентифицировать тот или иной товар и правильно воспользоваться его
потребительскими свойствами. Многие импортные товары и услуги ранее не
были знакомы как покупателю, так и специалистам в области товароведения,
поскольку они не производились отечественной промышленностью и
соответственно на нее отсутствует нормативно-техническая документация и
возникает масса проблем с их идентификацией. Поэтому часто покупатель
считает, что его обманули при покупке неизвестного ему товара, из-за
незнания правильного его использования (употребления). Например,
диетическая кока-кола предназначена только для больных сахарным
диабетом. А употребление ее для здорового человека, из-за добавленных
искусственных подслащиваемых компонентов, приведет к нарушению
углеводного обмена и нарушению выделения желудочных соков. Поэтому если
Вы употребили диетическую кока-колу и Вам стало хуже, то это связано не с
обманом продавца, подсунувшего Вам некачественный продукт, а с Вашим
незнанием данного товара и неправильной информированности.
Среди
важнейших условий проявления в больших количествах обмана покупателя на
российском рынке можно считать следующие: национальная черта русского
купца - лучше дольше поторговаться и продать подороже свой товар, чем
снизить цену и за счет большего оборота получить такой же доход;
появление на рынке товаров не одного продавца (в лице государства), а
множества продавцов, каждый из которых стремится завоевать определенную
долю на свободных рынках России и получить определенные доходы от
реали-зации своих товаров; свободный вход на российский рынок товаров
любого как отечественного, так и зарубежного предпринимателя или
производителя и их продавцов; несогласованность деятельности органов
государственного контроля и не информированность потребителя о
результатах их деятельности приводят к многочисленным фактам
многократного обмана покупателей одним и тем же товаром, в том числе и
за счет его фальсификации; полное отсутствие действующих законов и
нормативных документов, в которых бы устанавливалась непосредственно
уголовная административная и уголовно-процессуальная ответственность как
за обман, так и за фальсификацию товаров; отсутствие информационного
обеспечения потребителей о возможных способах обмана, подделок тех или
иных товаров, что затрудняет компетентный выбор покупателем товаров,
выявления им при этом разного рода обмана, фальсификаций с помощью
надежных и доступных ему экспрессных методов. В связи с актуальностью
возникающих проблем по выявлению обмана покупателя, дефектности,
идентификации и особенно по фальсификации товаров на российском рынке
необходима разработка различных программ по обеспечению защиты
потребителя и установления безопасности товаров. Несмотря на то, что в
России принят закон "О защите прав потребителя" и созданы в каждом
регионе общества потребителей, фактически потребитель остался один на
один в противостоянии с производителями, предпринимателями и продавцами
разного уровня. Определенную помощь в этом противостоянии ему может
оказать только книги по защите им своих прав. Поэтому возникает
необходимость "вооружать" каждого потребителя необходимым объемом знаний
по своевременному выявлению тех или иных способов обмана и подделок
товаров. Особо пристальное внимание необходимо обращать на подделки
пищевых продуктов, очень часто приводящие к смертельным случаям или к
формированию онкозаболеваний у потребителей.
В данном пособии
рассматриваются как разнообразные средства и способы обмана покупателя
продавцом и производителем, так и различные способы и методы их
выявления. Несмотря на большое разнообразие средств и способов обмана
покупателя, подделок товаров, учеными разработаны надежные методы и
способы по их выявлению и здесь определяющим является только
информированность потребителя. При этом в данном пособии приводятся, как
правило несложные измерительные методы, не требующие
высококвалифицированных специалистов и специальной аппаратуры и
приборов. Это простые (экспрессные), доступные методы, способные помочь
рядовому потребителю самому выявлять те или иные многочисленные способы
обмана и подделки пищевых продуктов в домашних условиях.
У автора
иногда спрашивают, а не приведет ли публикация этого учебного пособия
еще к большим видам и способам обмана и подделкам пищевых продуктов на
российском рынке. Наоборот, продавцы и производители давно все это знают
и широко пользуются, но держат все в секрете от потребителей. Научить
потребителя распознавать те или иные способы обмана, подделок и
фальсификаций, дать им необходимые знания о потребительских свойствах
или иных продуктов - вот главная цель этого учебного пособия.
Содержание
1. Введение
2. История обманов покупателей при продаже продовольственных товаров
3. Общие положения об обмане, подделках и подлинности товаров
4. Виды и способы обмана покупателя и методы их выявления
ВИДЫ И СПОСОБЫ ОБМАНА ПОКУПАТЕЛЯ ПРИ ПРОДАЖЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
ЗЕРНОМУЧНЫЕ ТОВАРЫ
5. Хлеб и хлебобулочные изделия
6. Макаронные изделия
7. Крупа
8. Мука
9. Зерно
КОНДИТЕРСКИЕ ТОВАРЫ
10. Мучные кондитерские изделия
11. Сахаристые кондитерские изделия
12. Сахар и сахарозаменители
13. Пчелиный мед
14. Фруктово-ягодные кондитерские изделия
15. Жиросодержащие кондитерские изделия
16. Крахмал и крахмалопродукты
ПЛОДЫ, ОВОЩИ И ПРОДУКТЫ ИХ ПЕРЕРАБОТКИ
17. Плоды
18. Овощи
19. Продукты переработки плодов и овощей
ВКУСОВЫЕ ТОВАРЫ
20. Чай
21. Кофе
22. Пряности и приправы
23. Безалкогольные напитки
МОЛОЧНЫЕ ТОВАРЫ
24. Молоко и молочные продукты
25. Кисломолочные продукты
26. Масло коровье
27. Сыры
МЯСО И МЯСНЫЕ ТОВАРЫ
28. Мясо
29. Колбасные изделия
30. Мясные консервы
31. Мясные полуфабрикаты
РЫБНЫЕ ТОВАРЫ
32. Рыба
33. Соленые, вяленые, сушеные и копченые рыбные товары
34. Рыбные консервы
35. Икорные товары
ПИЩЕВЫЕ ЖИРЫ
36. Растительные масла
37. Маргарин
38. Майонез
39. Кулинарные жиры
40. Пищевые концентраты
41. Яйцо и яичные товары
Комментариев нет:
Отправить комментарий