Овощи играют очень важную роль в питании человека и россияне всегда потребляли в больших количествах картофель, капусту, свеклу, лук, чеснок и другие овощи. Традиционно в РФ к мясному блюду обязательно подавали жареный картофель, жареную или квашенную капусту и т.п. Практически круглогодично на нашем продовольственном рынке реализуются различные свежие и квашенные овощи. Россияне имеют достаточные знания в области качества многих овощей, реализуемых на наших рынках, однако встречаются и здесь различные фальсификаторы, которые пытаются подделать ту или иную овощную продукцию или обмануть покупателя при продаже.
Рассмотрим основные способы обмана покупателя при продаже овощных изделий. Это, прежде всего:
1. Обман при подсчете стоимости покупки - обсчет;
2. Обман при расчете с покупателем;
3. Обман за счет продажи овощей с истекшим сроком хранения;
4. Обман за счет продажи овощей с дефектами, известные продавцу;
5. Обман за счет продажи некачественных овощей, качество которых известно для продавца;
6. Обман за счет продажи фальсифицированных овощей.
Обсчет покупателя при продаже овощей, наиболее доходная и не требующая больших затрат энергии операция для продавца. Здесь имеется большое количество различных способов.
1. Подсчитывая в уме, продавец легко может к полученной сумме за купленные Вами овощи добавить несколько рублей или десятков рублей в зависимости от стоимости покупки.
2. При подсчете на калькуляторе продавец дважды нажимает на прибавление одной и той же суммы.
3. При подсчете на калькуляторе продавец правильно набирает сумму, а Вам он называет сумму на несколько рублей больше.
4. При подсчете на калькуляторе продавцы предварительно вносят ту или иную сумму в память калькулятора и затем при подсчете суммы за плоды незаметно нажимается клавиша суммирования с памятью и - обсчет состоялся. В случае обнаружения обмана, покупателю настойчиво показывают полученную сумму на своем калькуляторе и продавец доказывает в случае выявления обмана, что это просто неправильно считает его калькулятор, а он здесь совсем и ни при чем.
Обман при расчете с покупателем - это чистое мошенничество, которое наиболее чувствительно действует на покупателя. Здесь имеется много способов и методик мошенничества при продаже овощей.
1. Овощи взвешивают не на рычажных весах, а на пружинных, предназначенных для домашнего употребления. В результате длительного растягивания продавцом, пружина расслабляется и вместо 5 килограмм картофеля весы могут показывать и 7 и даже 9 килограммов и с Вами рассчитываются соответственно не за 5, а за 9 килограммов картофеля.
2. Вы просите взвесить один килограмм картофеля, но продавец взвешивает Вам два килограмма, Вы указываете ему на то, что он неправильно взвесил. Затем продавец отбирает часть клубней картофеля, взвешивает один килограмм, а расплачивается с Вами как за два.
3. Вам дают сдачу мелкими суммами, чтобы Вы ее не стали подсчитывать. В случае, когда Вы все-таки сосчитаете всю мелочь и выясните, что Вас обманули, Вам просто добавят недостающую сумму.
4. При упаковке купленных Вами овощей в фирменный пакет просто недокладывают то или иное количество клубней или плодов. Либо при упаковывании продавец как бы нечаяно роняет крупный плод, Вы нагибаетесь, чтобы его поднять, а в это время из сумки отбирается часть купленных Вами овощей.
5. Вам вначале называют сумму, которую Вы должны заплатить за купленные овощи или зелень, а затем продавец, получив от Вас деньги, начинает обслуживать другого покупателя, ссылаясь на то, что он спешит. Затем, назвав сумму для другого покупателя, продавец рассчитывается с Вами либо как со следующим покупателем, либо, перепутав некоторые цифры, дает Вам сдачу неправильно, обманывая Вас. При уличении продавца в обмане он громко скандалит и взывает
к помощи "спешащего" покупателя, который якобы торопится либо на работу
или с работы домой, что ему мешают работать, что он не может все держать в голове. "Ну подумаешь - ошибся на несколько рублей, со всеми так бывает" - заявляет он покупателю.
Имеются и различные другие способы психологического давления на покупателя при расчетах с ним за купленные овощи или зелень. Особенно часто обманывают пожилых, престарелых, больных, а также рассеянных, спешащих покупателей.
Обман за счет продажи овощей с истекшим сроком хранения также применяется при продаже этих продуктов достаточно часто. Поскольку в настоящее время нет дефицита в различных овощах, зелени, а имеется большая конкуренция при их продаже, то многие из этих овощей во время не реализуются и они начинают портиться. Особенно это касается овощной зелени, зрелых томатов. Срок хранения артишока составляет всего 2-3 суток, а спелых томатов, лука-порея, черешки ревеня до одного месяца. Чтобы не списывать испорченные овощи за свой счет, продавцы стремятся все-таки реализовывать испорченный товар. Для этого применяются следующие способы.
1. Испорченные овощи продают по более низкой цене (например, перезрелые томаты).
2. Незаметно добавляют испорченные овощи при продаже качественной продукции.
3. Расфасовывают испорченные овощи совместно с качественными в плотные пакеты, укладывая их на дно.
Обман за счет продажи овощей с дефектами, известные продавцу происходит потому, что в настоящее время, так же как обманывают покупателя, обманывают и продавца. Это делают очень часто оптовые посредники, экспедиторы, доставляющие овощи с баз, складов. Они также обманывают своих покупателей. И поэтому у продавца возникают проблемы - или "всучить" некачественный товар неискушенному покупателю, или нести убытки за счет своего дохода. Поэтому многие продавцы стараются переложить свои ошибки и просчеты на плечи доверчивого покупателя. Некоторые из них делают скидки на дефектный товар, а многие продают по обычной цене.
При продаже овощей встречаются следующие дефекты: механические повреждения; повреждения сельхозвредителями; развитие грибковых и бактериальных заболеваний; физиологические процессы (удушье, потемнение мякоти, и т.п.). Обычно продавец знает о дефектах своих овощей и поэтому стремится как можно быстрее их продать. Поэтому если Вы видите, что цены на данные овощи немного ниже, чем на другие, то, прежде всего, убедитесь, а качественные ли это овощи. Постарайтесь перед покупкой попросить продавца разрезать некоторые покупаемые Вами клубни картофеля, томатов, баклажанов, арбузы, дыни, чтобы убедиться в отсутствии дефектов.
Обман за счет продажи некачественных овощей, качество которых известно для продавца происходит по нескольким причинам. Во-первых, продавцу доставили некачественные овощи (например, арбузы, дыни, томаты) оптовые посредники и он, обнаружив это потом, чтобы не оплачивать данную партию овощей из своего кармана, пытается реализовать их неискушенному в этих тонкостях покупателю.
Особую проблему создают ранние овощи. Они, как правило, содержат мало сухих, полезных для организма веществ, и много воды. Срок реализации их очень небольшой. Кроме того, при механическом воздействии на них (удар, давление о твердую поверхность, происходит некроз внутренних тканей и порча продукта происходит внутри. Поэтому они должны быть быстро реализованы.
Например, в киоск или палатку летом привезли уже ранние арбузы, дыни, картофель и т.п.. Понадеявшись, что он быстро их продаст, продавец взял пар-тию овощей побольше, а при дальнейшем хранении они начинают быстро портиться. Продавец вынужден продавать эти некачественные арбузы, дыни, чтобы совсем их не выбрасывать. В результате страдает покупатель, которому всовывают некачественную продукцию.
Так, например, в этом году в Россию были завезены ранние арбузы в больших количествах. Через 2-3 недели они начали разлагаться. Однако продавцы старались все-таки их реализовать.
Обман за счет продажи фальсифицированных овощей. Рассмотрим основные виды фальсификации овощей, встречаемые на рынках России и используемые для обмана покупателя.
Ассортиментная фальсификация овощей может проводиться следующими приемами: подмена одного сорта, класса тех или иных овощей другими; подмена овощей в потребительской стадии, на плоды находящихся в съемной стадии зрелости; подмена одного вида овощей другим; подмена пищевых сортов техническими.
Наиболее распространенная ассортиментная фальсификация овощей осуществляется за счет подмены высококачественной продукции низкосортными изделиями. Так, вместо зеленого горошка высшего сорта используют второго или первого сорта, вместо моркови экстра класса предлагают первого или даже второго класса.
Может происходить также подмена одного вида овощей другими. Так вместо лука репчатого предлагают лук шалот, а вместо лука пера - лук батун.
Качественная фальсификация овощей может происходить за счет: добавления воды; реализации некачественной продукции (гнилой, подавленной, битой, с признаками заболеваний, червивой, прокисшей и т.п.); продажи несозревших овощей или наоборот перезревших; введение консервантов и антибиотиков; добавлений нитратов, этилена и других соединений для ускорения созревания овощей; реализация генетически модифицированных овощей.
Для увеличения массы овощей их помещают в холодную воду, иногда с добавлениями антибиотиков, и выдерживают определенное время в зависимости от вида овощей и их размеров. Таким образом, можно увеличить вес овощей до 15-25%. Отличить такую фальсификацию практически невозможно, но срок хранения такой продукции без антибиотиков резко уменьшается, а с применением антибиотиков увеличивается значительно.
С такой фальсификацией, как реализация некачественной овощной продукции под видом качественной потребитель встречается практически всегда и ему все эти способы хорошо известны. Например, к качественному картофелю реализатор всегда пытается подсунуть немного гнилых, или более мелких, в лучшем случае битых или давленных.
При продаже ранних помидоров, арбузов, дынь фальсификатор предварительно обрабатывает их нитратами или нитритами и они быстро формируют потребительскую окраску. Ранними арбузами, парниковыми огурцами с нитратами могут быть очень сильные отравления, а для детей смертельными. Отличить потребителю такую нитратную продукцию можно по следующим параметрам:
отсутствие сладкого вкуса у овоща (арбуза, дыни);
несозревшие семена у арбуза, дынь;
неясно выраженный вкус и аромат (у огурцов, дынь);
сосудистая ткань в таких овощах в средней части хорошо выражена.
Если Вы увидели такие признаки, необходимо сразу же проверить данные овощи на наличие нитратов или нитритов. Ранее продавались специальные тест-полоски на нитраты для потребителя, чтобы он мог сам провести определение нитратов в плодоовощной продукции. Однако в последние годы их в продаже не стало.
Для удлинения сроков хранения овощей в последние годы за рубежом широко практикуется применение антибиотиков как при опрыскивании огородов, так и для обработки созревших овощей. Однако при этом не указывают, какие же были применены антибиотики и в каких количествах. Но ведь у потребителя может быть аллергическая реакция на те или иные антибиотики и он должен знать, употреблять такой овощ с антибиотиком или нет.
В последнее время в нашу страну стали завозиться генетически модифицированные овощи. С 1 июля 1999 года они должны обязательно иметь соответствующую маркировку. Однако до сих пор такая маркировка отсутствует, а генетически модифицированные овощи по-прежнему поступают.
В странах Европейского Сообщества потребители добились введения весьма жесткого контроля за ввозимыми генно-инженерными продуктами. Некоторые из них, соевые бобы, томаты, картофель и кукуруза обязательно должны маркироваться на наличие генетически модифицированной продукции.
Против этого трудно возразить, поскольку потребитель имеет право на информацию о потребляемом продукте, и он сам должен выбирать, покупать ему такую продукцию и рисковать своей жизнью, или поостеречься.
В нашей же стране, по прежнему, за человека решает чиновник, в лице Главного санитарного врача РФ, который до сих пор раздумывает, с какого времени можно потребителю узнать о генетически модифицированных продуктах, поступаемых на территорию РФ.
В то же время в развитых странах (США, Канада) выращивание трансгенных растений началось в 1994 году с помидоров, а сейчас во всем мире трансгенными растениями засеяно уже более 3 млн. гектаров. При этом посевы ежегодно расширяются, а продукция эта, после катастрофы в Нью-Йорке, населением многих развитых стран из-за биотерроризма отвергается и все это "сбрасывается" в основном в Россию. Вот почему началась активная рекламная компания в России продуктов из генетически модифицированных растений - чипсы Лейс из картофеля, кетчупов из модифицированных томатов и т.п.
Количественная фальсификация овощей (недовес) это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Например, вес нетто сетки с луком, картофелем оказывается значительно меньше, чем заказывал и оплатил покупатель. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно массу овощей поверенными измерительными мерами веса.
Информационная фальсификация овощей - это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации об овощах.
Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке овощей. При фальсификации информации об овощах довольно часто искажается или указываются неточно следующие данные:
наименование товара;
страна происхождения товара;
фирма-изготовитель товара;
количество товара;
местонахождения предприятия;
содержание нитратов;
наличие генетически модифицированных компонентов.
В овощах, в нарушение закона "О защите прав потребителя", обычно не указываются какие были введены антибиотики, продлевающие их гарантийный срок хранения, истинное содержание нитратов, присутствие генетически модифицированных продуктов.
К информационной фальсификации относится также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода и др. Выявляется такая фальсификация проведением специальной экспертизы.
Содержание
1. Введение
2. История обманов покупателей при продаже продовольственных товаров
3. Общие положения об обмане, подделках и подлинности товаров
4. Виды и способы обмана покупателя и методы их выявления
ВИДЫ И СПОСОБЫ ОБМАНА ПОКУПАТЕЛЯ ПРИ ПРОДАЖЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
ЗЕРНОМУЧНЫЕ ТОВАРЫ
5. Хлеб и хлебобулочные изделия
6. Макаронные изделия
7. Крупа
8. Мука
9. Зерно
КОНДИТЕРСКИЕ ТОВАРЫ
10. Мучные кондитерские изделия
11. Сахаристые кондитерские изделия
12. Сахар и сахарозаменители
13. Пчелиный мед
14. Фруктово-ягодные кондитерские изделия
15. Жиросодержащие кондитерские изделия
16. Крахмал и крахмалопродукты
ПЛОДЫ, ОВОЩИ И ПРОДУКТЫ ИХ ПЕРЕРАБОТКИ
17. Плоды
18. Овощи
19. Продукты переработки плодов и овощей
ВКУСОВЫЕ ТОВАРЫ
20. Чай
21. Кофе
22. Пряности и приправы
23. Безалкогольные напитки
МОЛОЧНЫЕ ТОВАРЫ
24. Молоко и молочные продукты
25. Кисломолочные продукты
26. Масло коровье
27. Сыры
МЯСО И МЯСНЫЕ ТОВАРЫ
28. Мясо
29. Колбасные изделия
30. Мясные консервы
31. Мясные полуфабрикаты
РЫБНЫЕ ТОВАРЫ
32. Рыба
33. Соленые, вяленые, сушеные и копченые рыбные товары
34. Рыбные консервы
35. Икорные товары
ПИЩЕВЫЕ ЖИРЫ
36. Растительные масла
37. Маргарин
38. Майонез
39. Кулинарные жиры
40. Пищевые концентраты
41. Яйцо и яичные товары
Содержание
1. Введение
2. История обманов покупателей при продаже продовольственных товаров
3. Общие положения об обмане, подделках и подлинности товаров
4. Виды и способы обмана покупателя и методы их выявления
ВИДЫ И СПОСОБЫ ОБМАНА ПОКУПАТЕЛЯ ПРИ ПРОДАЖЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
ЗЕРНОМУЧНЫЕ ТОВАРЫ
5. Хлеб и хлебобулочные изделия
6. Макаронные изделия
7. Крупа
8. Мука
9. Зерно
КОНДИТЕРСКИЕ ТОВАРЫ
10. Мучные кондитерские изделия
11. Сахаристые кондитерские изделия
12. Сахар и сахарозаменители
13. Пчелиный мед
14. Фруктово-ягодные кондитерские изделия
15. Жиросодержащие кондитерские изделия
16. Крахмал и крахмалопродукты
ПЛОДЫ, ОВОЩИ И ПРОДУКТЫ ИХ ПЕРЕРАБОТКИ
17. Плоды
18. Овощи
19. Продукты переработки плодов и овощей
ВКУСОВЫЕ ТОВАРЫ
20. Чай
21. Кофе
22. Пряности и приправы
23. Безалкогольные напитки
МОЛОЧНЫЕ ТОВАРЫ
24. Молоко и молочные продукты
25. Кисломолочные продукты
26. Масло коровье
27. Сыры
МЯСО И МЯСНЫЕ ТОВАРЫ
28. Мясо
29. Колбасные изделия
30. Мясные консервы
31. Мясные полуфабрикаты
РЫБНЫЕ ТОВАРЫ
32. Рыба
33. Соленые, вяленые, сушеные и копченые рыбные товары
34. Рыбные консервы
35. Икорные товары
ПИЩЕВЫЕ ЖИРЫ
36. Растительные масла
37. Маргарин
38. Майонез
39. Кулинарные жиры
40. Пищевые концентраты
41. Яйцо и яичные товары
Комментариев нет:
Отправить комментарий