понедельник, 1 февраля 2016 г.

Виды и способы обмана покупателей (20). Чай

ВКУСОВЫЕ ТОВАРЫ

Россияне потребляют в больших количествах чай, а для некоторых народов, проживающих на территории России, чай относится к продуктам национальной самобытности (калмыки, буряты и др.). Однако чай практически не произрастает на территории России (за исключением Краснодарского края) и за последние годы число импортеров чая в Россию, по данным Чайной ассоциации России, выросло с 0,5 до 1,5 тыс. Большинство новых фирм-импортеров чая поставляют его нелегально и возникают большие проблемы с подлинностью чая потребляемого населением в России.

Рассмотрим основные способы обмана покупателя при продаже чая. Это, прежде всего:
1. Обман при подсчете стоимости покупки - обсчет;
2. Обман при расчете с покупателем;
3. Обман за счет продажи чая с истекшим сроком хранения;
4. Обман за счет продажи чая с дефектами, известные продавцу;
5. Обман за счет продажи некачественного чая, качество которого известно для продавца;
6. Обман за счет продажи фальсифицированного чая.

Обсчет покупателя при продаже чая, наиболее доходная и не требующая больших затрат энергии операция для продавца. Здесь имеется большое количество различных способов.


1. Подсчитывая в уме, продавец легко может к полученной сумме за купленные Вами чай надбавить несколько рублей или десятков рублей в зависимости от стоимости покупки.
2. При подсчете на калькуляторе продавец дважды нажимает на прибавление одной и той же суммы, когда Вы покупаете несколько упаковок чая.
3. При подсчете на калькуляторе продавец правильно набирает сумму, а Вам он называет сумму на несколько рублей больше.
4. При подсчете на калькуляторе продавцы предварительно вносят ту или иную сумму в память калькулятора и затем при подсчете суммы за чай незаметно нажимается клавиша суммирования с памятью и - обсчет состоялся. В случае обнаружения обмана, покупателю настойчиво показывают полученную сумму на своем калькуляторе и продавец доказывает в случае выявления обмана, что это просто неправильно считает его калькулятор, а он здесь совсем и ни при чем и не хотел Вас обманывать.

Обман при расчете с покупателем - это чистое мошенничество, которое наиболее чувствительно действует на покупателя. Поэтому контролирующие органы по защите прав потребителя должны выявлять этот обман наиболее активно. Здесь имеется много способов и методик мошенничества при продаже чая.

1. Вы просите настоящий индийский чай, но продавец подает Вам индийский чай, расфасованный в России. Вы указываете ему на то, что он подал Вам не то, что Вы просили. Продавец подает Вам настоящий индийский чай, а расплачивается с Вами как за две упаковки.
2. Вы выбираете качественный чай, но при упаковке Вам подменяют выбранный Вами качественный чай на более дешевый.
3. Вам дают сдачу мелкими суммами, чтобы Вы ее не стали подсчитывать. В случае, когда Вы все таки сосчитаете всю мелочь и выясните, что Вас обманули, Вам просто добавят недостающую сумму.
4. Вам вначале называют сумму, которую Вы должны заплатить за купленный чай, а затем продавец, получив от Вас деньги, начинает обслуживать другого покупателя, ссылаясь на то, что Вы слишком долго расчитываетесь. Затем, назвав сумму для другого покупателя, продавец рассчитывается с Вами либо как со следующим покупателем, либо перепутав некоторые цифры дает Вам сдачу неправильно, обманывая Вас. При уличении продавца в обмане он громко скандалит заявляя, что ему мешают работать, что он не может все держать в голове. "Ну подумаешь - ошибся на несколько рублей, со всеми так бывает" - заявляет он покупателю.
Имеются и различные другие способы психологического давления на покупателя при расчетах с ним за купленный чай. Особенно часто обманывают при покупке чая детей, пожилых, престарелых, больных, а также рассеянных, спешащих покупателей.

Обман за счет продажи чая с истекшим сроком хранения также применяется при продаже этих продуктов достаточно часто. Поскольку в настоящее время нет дефицита в чае, а имеется большая конкуренция при его продаже, то многие виды чая пользуются недостаточным спросом, длительное время лежат на прилавке и под воздействием высокой температуры они начинают терять свой аромат. Особенно это касается ароматизированных видов чая типа "PICKWICK" с ограниченным сроком реализации. Чтобы не списывать просроченный чай за свой счет, продавцы стремятся все таки реализовывать данный товар. Обычно рядовой покупатель не знает, что у чая имеется гарантийный срок хранения. Поэтому продавцы применяют следующие способы.

1. Стараются "затереть" выдавленные цифры даты выработки или даты последней продажи.
2. Незаметно добавляют просроченные пачки чая при продаже качественного чая.
3. Перефасовывают чай в новую тару с нанесением новой даты расфасовки.

Обман за счет продажи чая с дефектами, известные продавцу происходит потому, что чай при неправильном хранении или транспортировании может портиться. В настоящее время, так же как обманывают покупателя, обманывают и продавца, подсовывая ему испорченный товар. Это делают очень часто оптовые посредники, экспедиторы, доставляющие чайную продукцию с баз и складов. И поэтому у продавца чая возникают проблемы - или "всучить" дефектный товар неискушенному покупателю, или нести убытки за счет своего дохода. Поэтому многие продавцы стараются переложить свои ошибки и просчеты на плечи доверчивого покупателя. Некоторые из них делают скидки на дефектный товар, а многие продают по обычной цене.

При продаже чая встречаются следующие дефекты: повреждения вредителями; развитие грибковых микроорганизмов и плесеней; биохимические процессы (повышенная кислотность, развитие гнилостных процессов и т.п.); физические процессы (адсорбция, десорбция). Обычно продавец знает о дефектах своего чая (например, посторонний запах нефтепродуктов, керосина и т.п.) и поэтому стремится как можно быстрее его продать. Поэтому если Вы видите, что цены на данный чай намного ниже, чем на другие виды, то, прежде всего, убедитесь, а качественная ли это продукция. Постарайтесь перед покупкой попросить продавца дать Вам открыть упаковку чая, чтобы убедиться в ее бездефектности.

Обман за счет продажи некачественного чая, качество которого известно для продавца происходит по нескольким причинам. Во-первых, продавцу поставили некачественный чай оптовые посредники и он, обнаружив это потом, чтобы не оплачивать данную партию чая из своего кармана, пытается реализовать их неискушенному в этих тонкостях покупателю.

Во-вторых, продавец осознанно взял на реализацию некачественный "левый" чай, чтобы на этом подзаработать. Ведь в настоящее время расфасовывают грузинский чай под видом настоящего индийского чая где угодно. Практически в каждом областном городе имеются свои "левые" расфасовочные цеха. И эта продукция, естественно, поступает в продажу через розничную торговую сеть.

Обман за счет продажи фальсифицированного чая. Рассмотрим основные виды фальсификации чая, встречаемые на рынках России и используемые для обмана покупателя.

Ассортиментная фальсификация чая. Ассортиментная фальсификация встречается очень часто и достигается путем замены чая одного сорта другим или растительным сырьем схожего внешнего вида. Реже встречается фальсификация, например, байхового чая гранулированным, а замену листового чая высевкой, крошкой или даже чайной пылью можно встретить всегда. Особенно в чае, расфасованном на территории России (Чайная корона, Беседа, Тот самый чай, Майский чай и другие).

Рассмотрим основные способы и средства ассортиментной фальсификации чая и методы их обнаружения:

1. Подмена: высококачественных наименований чая наименованиями пониженного качества того же региона.
Методы обнаружения: Органолептические методы: оценка вкуса, аромата и цвета настоя, при этом обращают внимание на наличие грубого вкуса и слабого аромата, чересчур темного или, наоборот, слабого цвета настоя, его непрозрачность и мутность. Чаинки неровные, плохо скрученные (характерно для низших сортов), встречаются светло-коричневые грубевшие побеги. Отсутствует "золотой" типс.
Физико-химические методы: определение пониженного содержания кофеина, экстрактивных веществ. Состав сахаров характерный для старых листьев.
2. Подмена: высших сортов чая низшими сортами того же наименования, выращенные в других регионах.
Методы обнаружения: Органолептические методы: оценка вкуса, аромата и цвета настоя, при этом обращают внимание на нехарактерные тона для данных видов чая, наличие грубого, пустого вкуса и слабого аромата (аромат сена, разпареного веника и т.п.). При добавлении лимона интенсивность цвета сильно изменяется и не появляются красные оттенки, характерные для высококачественных видов чая, а только коричневые, характерные для жареного (грузинского) чая. Чаинки при разваривании имеют параметры не характерны для листьев индийской разновидности чайного растения. Встречаются в большом количестве огрубевшие побеги светло-коричневого цвета, отсутствует "золотой" типс.
Физико-химические методы: Определяют качественный состав катехинов, сахаров, морфологическое строение листьев.
Также широко распространена ассортиментная фальсификация путем реализации низкокачественной продукции под видом высококачественной. Например, гранулированный чай марки СТС выдают за байховый (листовой).
Отличить такую ассортиментную фальсификацию достаточно легко по идентификационным показателям, характеризующим эти виды чая.
Качественная фальсификация чая достигается путем: введение добавок не предусмотренных рецептурой; добавление спитого чая; введение чужеродных веществ и компонентов.
Если, например, в Западной Европе, в том числе в Англии, в XIX - начале XX века был распространён такой вид фальсификации, как подмес к чаю ржавых металлических опилок, которые сильно увеличивали вес каждой пачки, и, следовательно, позволяли продать меньшее количество подлинного чая за большее, а разницу в цене положить в карман, но при этом никоим образом не затронуть качество продукта и даже не нанести вреда здоровью покупателя такого "утяжелённого" чая, ибо металл легко отсеивался или же, в случае его несвоевременного обнаружения, попросту оставался на дне заварочного чайника. В России методы фальсификации, наряду с вышеприведёнными и примитивным обвесом, всегда отличаются разнообразием, изощренностью обмана, а главное, как правило, наносят вред здоровью покупателя.
В качественный чай вводят более низкосортное сырье, а иногда и отходы чайного производства, полученные не из первых 3 листочков, а из более старых грубых листьев, побегов, а также крошки, высевки, чайной пыли и т.п. При незначительной степени фальсификации установить ее достаточно сложно. Однако при грубой фальсификации, когда низкосортное сырье вводится в количествах более 25%, выявить подобную качественную фальсификацию возможно по следующим методам.
3. Замена: высококачественного чая отходами чайного производства.
Методы обнаружения: Органолептические методы: оценка вкуса, аромата и цвета настоя, при этом обращают внимание на нехарактерные тона для данных видов чая, наличие грубого, пустого вкуса и слабого аромата (аромат сена, разпареного веника и т.п.). При добавлении лимона интенсивность цвета сильно изменяется и не появляются красные оттенки, характерные для высококачественных видов чая, а только коричневые, характерные для жареного (грузинского) чая. Чаинки при разваривании имеют параметры не характерны для резаных листьев, а имеют рваные края. Встречаются в большом количестве огрубевшие побеги светло-коричневого цвета, отсутствует "золотой" типс.
Физико-химические методы: Определяют качественный состав катехинов, сахаров, морфологическое строение листьев.
Разновидностью качественной фальсификации чая следует считать также частичную или полную замену натурального продукта пищевыми отходами, которые образуются после извлечения из него наиболее ценных компонентов. Например, реализация спитого чая под видом натурального продукта. Ее легко отличить по низкому содержанию экстрактивных веществ.
4. Замена: спитым чаем (чай, который ранее уже заваривался, а затем подвергнутый вторичному высушиванию и расфасовке);
Методы обнаружения: Органолептические методы: оценка вкуса, аромата и цвета настоя, при этом обращают внимание на более низкую экстрактивность, пустоту вкуса, отсутствие терпкости, характерной для чая. При добавлении лимона интенсивность окраски быстро снижается и настой становится слабоокрашенным.
Физико-химические методы: Установление пониженного содержания экстрактивных веществ.
К качественной фальсификации относится также замена скрученных чаинок на листья других растений. Однако разработанной технологии скручивания и ферментации для такого сырья не имеется и поэтому очень легко идентифицировать такую подделку.
5. Добавление растительных заменителей: высушенных листьев кипрея, бадана, вишни, тополя, ивы, дуба, камелии и др.
Органолептические методы выявления: оценка по вкусу и запаху, визуальный осмотр заваренных листьев. Поскольку эти листья не подвергаются скручиванию, то экстрактивность настоя очень низкая и вместо темно-коричнево-красного цвета появляется зеленый. Вместо характерного чайного аромата появляется запах сена, пропаренного веника и т.п.
Физико-химические методы: установление пониженного содержания экстрактивных веществ, резкое снижение содержания кофеина.
Для увеличения интенсивности настоя и повышения экстрактивности различных подделок чай может фальсифицироваться различными чужеродными для него веществами или компонентами. С этой целью в чай добавляют жженый сахар (сахарный колер), соду, высушенную свеклу или свекольный сок, различные пищевые красители и ароматизаторы.
6. Подкрашивание сухого чая жженым сахаром (сахарным колером), другими красящими веществами.
Органолептические методы обнаружения: добавление к сухому чаю холодной воды, при этом естественные красящие вещества плохо переходят в раствор, а вот красители и жженый сахар быстро окрасят холодную воду, а добавление лимона или лимонной кислоты практически не изменяют интенсивности окраски.
Физико-химические методы: Добавки жженого сахара устанавливают по наличию оксиметилфурфурола, свеклы или свекольного сока по сахарозе или бетаину, отдельные химические красители - качественными реакциями.
Введение в чай пищевой соды для увеличения интенсивности настоя всегда применялось в России. Этим пользовались проводники вагонов, когда заваривали чай в эмалированном чайнике и затем разносили его по вагонам. Этот многим хорошо известный способ фальсификации применяется и сейчас. Однако его надо отличать от естественной подделки, возникающей при заваривании чая водой с повышенной щелочностью. По действующему стандарту рН питьевой воды не должно превышать 7,0. Однако в России имеются регионы, где рН питьевой воды может достигать 8,0 и даже 8,5.
7. Добавление в чай питьевой соды.
Органолептические методы обнаружения: При заваривании чая получается интенсивный темно-коричневый настой, однако вкус и аромат выражены слабо, иногда проявляется характерный щелочной запах. Добавление лимона резко снижает интенсивность настоя, а добавление лимонной кислоты приводит к выделению углекислого газа. В настое отсутствуют красноватые оттенки.

Физико-химические методы: Определение рН экстракта. При доведении рН настоя до 7,0, определяют его экстрактивность.

В настоящее время на российском рынке появилось значительное количество различного импортного чая, отличающегося красивой маркировкой, но порой невысоким качеством.

При введении пищевых ароматизаторов изменяются вкусовые и ароматические свойства чая и он приобретает другие запахи.

Примеры фальсификации чая. Перовский суд г. Москвы приговорил к различным срокам заключения членов организованной преступной группы, являвшихся выходцами из Грузии и занимавшимся изготовлением и сбытом фальсифицированного чая. Подпольный бизнес, организованный этой группой, разворачивался в несколько этапов. Первоначально махинации были достаточно трудоемкими и сводились к следующему: на чаеразвесочных фабриках закупалась партия индийского чая первого сорта с соответствующими документами, сертификатом качества и грузинский чай третьего сорта. Затем пачки с индийским чаем аккуратно вскрывались, большая часть их содержимого высыпалась и добавлялся грузинский чай. Затем пачки аккуратно заклеивались. Фальсификат реализовывался через торговые точки.

Начиная с 1994 года фальсификаторы перешли на производство "индийского" чая исключительно из низкосортного грузинского. Каждый из членов преступной группы снимал в Москве квартиру, который использовал ее как чаеразвесочную фабрику. На фабрике художественной упаковки в г. Владивостоке преступники заказали фирменные 125 граммовые коробочки со слонами. Имелись у преступников и сертификаты качества, которые выдавались им на Московской чаеразвесочной фабрике при покупке небольших партий настоящего чая. На них затиралось количество купленной продукции и вписывались другие цифры.

Во время операции по ликвидации подпольного чайного производства было изъято более 32 тонн отходов чайного производства. Аналогичная операция, проведенная в Красноярске, позволила конфисковать 56 тонн фальсифицированного индийского чая. Сырье для московских и красноярского подпольных цехов поступало с Чаквкской чаеразвесочной фабрики (Грузия). Минимальная партия поставки составляла 100 тонн.

В настоящее время фальсификаторы вместо грузинского чая используют еще более дешевое китайское сырье.

Количественная фальсификация чая (недовес, обмер) это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Например, вес нетто пачки занижен или объем стакана, который обычно используется при реализации весового краснодарского чая из мешков, имеет меньший объем за счет более толстых стенок и т.д. Выявить такую фальсификацию достаточно просто измерив предварительно массу или объем поверенными измерительными мерами веса и объема.

Информационная фальсификация чая - это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре.

Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе товара. При фальсификации информации о чае довольно часто искажается или указываются неточно следующие данные:

наименование товара;
страна происхождения товара;
фирма-изготовитель товара;
количество товара.

При установлении информационной фальсификации чая необходимо знать следующие особенности:

1. Прежде всего, помните, что чай могут производить из подлинного чайного сырья только чае-выращивающие страны: Индия, Шри-Ланка, Китай, Япония, Кения, Грузия, Азербайджан и ещё ряд стран, находящихся в тропической зоне.
Если же перед Вами чай произведенный в Англии, США, Германии, Голландии, Дании и т. п. то это либо реэкспорт азиатских чаёв (соответственно более дорогие), либо подделка. При реэкспорте чая он может быть выработан добросовестно, и тогда такой чай повышенно дорог, либо это крайне низкие сорта, либо отходы, купажированные и внешне красиво оформленные, равные по продажной цене обычному хорошему чаю, но далеко не равные ему по качеству. Поэтому избегайте покупать чай из не чаевыращиваемых стран.
2. Не следует покупать любой чай с "иностранным" наименованием (независимо от страны, языка и фирмы, даже если они указаны), если такое название вам неизвестно и звучит странно или вообще неуместно для чая, либо немного напоминает известное фирменное название. Это обычно самая откровенная фальсификация, рассчитанная на простачков, ничего не понимающих в чаях, но склонных к ярким этикеткам, к необычным или, наоборот, к слишком понятным, лёгким названиям. Примером такого рода "заграничных" чаёв, можно считать появившийся у нас в коммерческих палатках чай под следующим "англоязычным" наименованием "Volga", "Ortodox Leaftea", "Diman" и др.
3. Что касается маркировки страны-производителя, то к ней надо подходить осторожно если имеются указания типа: "Made in China" или "Made in India".

Настоящий китайский чай экспортирует из Китая только "Китайская национальная импортно-экспортная корпорация чая и местных продуктов" ("China National Tea & Native Product Import & Export Corp."). После этой надписи обязательно должно следовать указание, из какой провинции континентального Китая экспортирован чай, поскольку корпорация имеет отделения в разных провинциях: в Фуцзяни, Сычуани, Хумани и Юньнани. Далее следует надпись, что это "Продукт Народной Республики Китай" ("Produce of the People's Republic of China"). Никаких надписей вроде "Made in China" на настоящем китайском чае не бывает и быть не может.

Кроме того, если чай привезён из самого Китая кем-то из побывавших там ваших друзей или знакомых и был приобретён в китайских магазинах или был доставлен в нашу страну какой-то китайской организацией по бартеру российской организации, то есть был куплен на внутреннем рынке Китая, а не прошёл через Импортно-экспортную чайную корпорацию, то на этикетках такого чая будут только надписи на китайском языке и более ни на каком ином. Иначе говоря, вся этикетка будет покрыта иероглифами. И ещё там будет несколько арабских цифр. Это - номера китайских ГОСТов и номер веса. На хороших индийских чаях может присутствовать надпись "Made in India", однако в Индии существует несколько известных фирм, имя которых может служить прочной гарантией того, что чай с их названием не должен быть плохим и, во всяком случае, он всегда подлинный, индийский, а не поддельный. Эти фирмы следующие: Davenport, A. Toch, C.T.C. Они экспортируют до 60-70 % индийских чаёв. На их этикетках у подлинно высококачественных чаёв так-же не стоит маркировка "Made in India", a вместо этого указано: "Индийский чай Тоша", "Индийский чай Дэвенпорта", "Индийский чай C.T.C.".

Если же индийский чай расфасовывается на территории России или других стран СНГ, то этот чай не чистый индийский, а купажированный, то есть смешанный с более низкокачественными грузинским, азербайджанским и прочими. Ведь и в Грузии и в Азербайджане по прежнему выращивают чай и по прежнему его перерабатывают и поставляют в страны СНГ. Но поскольку Вы не видите на прилавках чай с такими наименованиями, значит он реализуется под другими названиями "Майский чай", "Тот самый чай" и другими.

Цейлонский импортный чай также бывает очень часто объектом подделки, поскольку при его развеске мелкие оптовики подмешивают другие низкосортные чаи. Поэтому лучшие фирмы "Аннабель" (Annabel) и илма" (Dilmah), боясь подделок и фальсификаций своего напитка, сами реализуют свой чай указывают на своих этикетках, что чай "Упакован в Шри-Ланке" (Packed in Sri Lanka) и избегают употреблять обычную формулу американских и всяких мошеннических фирм "Made in Shri Lanka". В нашу страну сейчас основной ввоз цейлонского чая хорошего качества осуществляют только эти фирмы.

К информационной фальсификации относится также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода и др. Выявляется такая фальсификация проведением специальной экспертизы, которая позволяет выявить:

каким способом изготовлены печатные документы;
имеются ли подчистки, исправления в документе;
является ли штриховой код на товаре поддельным и соответствует ли содержащаяся в нем информация заявленному товару и его производителю и др.

Таким образом, на нашем рынке очень часто встречаются различные виды обманов при продаже чая.

Содержание

1. Введение
2. История обманов покупателей при продаже продовольственных товаров
3. Общие положения об обмане, подделках и подлинности товаров
4. Виды и способы обмана покупателя и методы их выявления

ВИДЫ И СПОСОБЫ ОБМАНА ПОКУПАТЕЛЯ ПРИ ПРОДАЖЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
ЗЕРНОМУЧНЫЕ ТОВАРЫ

5. Хлеб и хлебобулочные изделия
6. Макаронные изделия
7. Крупа
8. Мука
9. Зерно

КОНДИТЕРСКИЕ ТОВАРЫ

10. Мучные кондитерские изделия
11. Сахаристые кондитерские изделия
12. Сахар и сахарозаменители
13. Пчелиный мед
14. Фруктово-ягодные кондитерские изделия
15. Жиросодержащие кондитерские изделия
16. Крахмал и крахмалопродукты

ПЛОДЫ, ОВОЩИ И ПРОДУКТЫ ИХ ПЕРЕРАБОТКИ

17. Плоды
18. Овощи
19. Продукты переработки плодов и овощей

ВКУСОВЫЕ ТОВАРЫ

20. Чай
21. Кофе
22. Пряности и приправы
23. Безалкогольные напитки

МОЛОЧНЫЕ ТОВАРЫ

24. Молоко и молочные продукты
25. Кисломолочные продукты
26. Масло коровье
27. Сыры

МЯСО И МЯСНЫЕ ТОВАРЫ

28. Мясо
29. Колбасные изделия
30. Мясные консервы
31. Мясные полуфабрикаты

РЫБНЫЕ ТОВАРЫ

32. Рыба
33. Соленые, вяленые, сушеные и копченые рыбные товары
34. Рыбные консервы
35. Икорные товары

ПИЩЕВЫЕ ЖИРЫ

36. Растительные масла
37. Маргарин
38. Майонез
39. Кулинарные жиры
40. Пищевые концентраты
41. Яйцо и яичные товары

Комментариев нет:

Отправить комментарий