среда, 30 марта 2016 г.

Виды и способы обмана покупателей (40). Пищевые концентраты

Пищевые концентраты у нас в России начали выпускать в начале 50-х годов. Время тогда было голодное, вот и решили наши ученые разработать продукты с высокой пищевой ценностью и удобными в быстром приготовлении. В основном пищевые концентраты вначале использовались в различных экспедициях, путешествиях, для снабжения армии. Особенной популярностью они пользовались и у студентов. Хорошие хозяйки все-таки предпочитали готовить традиционные русские блюда, а не супчик из пакета.

Помог пищевым концентратам вновь завоевать к себе доверие потребителя кризис, разразившегося у нас в начале 90-х. Не все могли себе позволить готовить первые и вторые блюда из натурального мяса. Люди повздыхали и начали более активно использовать пищевые концентраты. А тут еще и реклама подоспела и доходчиво объяснила, какой это "замечательный" продукт - супчик или лапша куриная из пакета, но без курицы, и в нем есть витамины. Истинную правду о пищевых концентратах, однако, никто не хочет сказать. Так что покупателя "загружают" фальсифицированной информацией - супчик из пакета (всего то около 1 рубля) не только деньги экономит, но и пользу организму приносит. Поэтому потребление этих продуктов-суррогатов выросло у нас существенно.

Поскольку на пищевые концентраты имеется достаточно стабильный спрос у населения с низкими доходами, то у продавца могут возникнуть соблазны обмануть покупателя.

Рассмотрим основные способы обмана покупателя при продаже пищевых концентратов. Это, прежде всего:


1. Обман при подсчете стоимости покупки - обсчет;

2. Обман при расчете с покупателем;

3. Обман за счет продажи пищевых концентратов с истекшим сроком хранения;

4. Обман за счет продажи пищевых концентратов с дефектами, известные продавцу;

5. Обман за счет продажи некачественных пищевых концентратов, качество которых известно для продавца;

6. Обман за счет продажи фальсифицированного пищевого концентрата.

Обсчет покупателя при продаже концентрата доходная операция и не требующая больших затрат энергии для продавца. Здесь имеется несколько способов.

1. Подсчитывая в уме, продавец легко может к полученной сумме за купленную Вами упаковку концентрата добавить несколько рублей в зависимости от стоимости покупки.

2. При подсчете на калькуляторе продавец правильно набирает сумму, а Вам он называет сумму на несколько рублей больше.

3. При подсчете на калькуляторе продавец дважды нажимает на прибавление одной и той же суммы, когда Вы покупаете несколько упаковок концентрата.

4. При подсчете на калькуляторе продавцы предварительно вносят ту или иную сумму обмана в память калькулятора и затем при подсчете суммы за пищевые концентраты незаметно нажимается клавиша суммирования с памятью и - обсчет состоялся. В случае обнаружения обмана, покупателю настойчиво показывают полученную сумму на своем калькуляторе и продавец доказывает в случае выявления обмана, что это просто неправильно считает его калькулятор, а он здесь совсем и ни при чем и не хотел Вас обманывать.

Обман при расчете с покупателем за пищевые концентраты - это чистое мошенничество, которое наиболее чувствительно действует на покупателя с низкими доходами и пенсионеров. Поэтому контролирующие органы по защите прав потребителя должны выявлять этот обман наиболее активно.

1. Вы выбираете упаковку пищевого концентрата массой 250 г, но при упаковке в фирменный пакет Вам подменяют выбранную Вами упаковку на подобную, но массой 200 или даже 150 г.

2. Вы отбираете понравившуюся упаковку вермишели или супа, но при оплате Вам подменяют ее на другую у которой просрочен срок реализации.

Имеются и различные другие способы психологического давления на покупателя при расчетах с ним за концентраты. Особенно часто обманывают при покупке концентратов детей, пожилых, престарелых, больных, а также рассеянных и спешащих покупателей.

Обман за счет продажи пищевых концентратов с истекшим сроком хранения. Поскольку срок реализации пищевых концентратов достаточно короткий - от 1 до 12 месяцев в зависимости от вводимых добавок и температуры хранения, а они могут длительное время лежать на прилавке на солнце и под воздействием высокой температуры они начинают ухудшать свои потребительские свойства. У пищевых концентратов начинает появляться привкус окисленного жира и неприятный салистый вкус. Чтобы не списывать просроченный товар за свой счет, продавцы стремятся все-таки реализовывать пищевые концентраты. Продавцы применяют следующие способы.

1. Незаметно добавляют просроченные упаковки с пищевыми концентратами при продаже непросроченных.

2. Стараются "затереть" или сделать их нечитаемыми цифры даты выработки концентрата.

Обман за счет продажи пищевых концентратов с дефектами, известные продавцу происходит потому, что во время хранения или в процессе производства возникают различные дефекты. И поэтому у продавца пищевых концентратов возникают проблемы - или продать дефектный товар неискушенному покупателю, или нести убытки за счет своего дохода. Поэтому многие продавцы стараются переложить свои ошибки и просчеты на плечи доверчивого покупателя.

При продаже пищевых концентратов встречаются следующие дефекты: появление постороннего запаха; прогоркание; привкус горечи; повышенная кислотность и т.п. Обычно продавец знает о дефектах реализуемых пищевых концентратов (например, появление неприятного запаха; прогорклого вкуса; повышенная кислотность и т.п.) и поэтому стремится как можно быстрее их продать. Поэтому если Вы видите, что цены на пищевые концентраты у данного продавца намного ниже, чем у других продавцов, то, прежде всего, убедитесь, а качественная ли это продукция. Постарайтесь перед покупкой попросить продавца дать Вам попробовать на вкус покупаемую упаковку пищевого концентрата, чтобы убедиться в ее бездефектности.

Обман за счет продажи некачественных пищевых концентратов, качество которых известно для продавца происходит по нескольким причинам. Во-первых, продавцу поставили оптовые посредники некачественные пищевые концентраты и он, обнаружив это потом, чтобы не оплачивать данную партию товара из своего кармана, пытается реализовать их неискушенному в этих тонкостях покупателю.

Во-вторых, продавец осознанно взял на реализацию некачественный "левый" товар, чтобы на этом подзаработать. Ведь в настоящее время пищевые концентраты выпускают многие пищевые предприятия.

Обман за счет продажи фальсифицированных пищевых концентратов. Рассмотрим основные виды фальсификации пищевых концентратов, встречаемые на рынках России и используемые для обмана покупателя.

Ассортиментная фальсификация пищевых концентратов может происходить за счет: подмены одного вида пищевых концентратов другим.

Наиболее распространенная ассортиментная фальсификация пищевых концентратов происходит за счет подмены пищевых концентратов, полученных на натуральной основе, концентратами, изготовленными только из пищевых добавок. Например, суп сухой вермишелевый с мясом подменяется супом сухим вермишелевым с соевым текстуратом, вместо киселя на фруктово-ягодной основе Вам продают "химический" кисель приготовленный из пищевых добавок и ароматизаторов.

Качественная фальсификация пищевых концентратов может осуществляться следующими способами: нарушение технологии производства; нарушение рецептурного состава; введение чужеродных добавок; введение повышенных доз консервантов и антиокислителей.

Нарушение технологии производства пищевых концентратов встречается достаточно часто. Например, при производстве сухих завтраков путем взрывания часто встречаются не "взорванные" крупки или кукурузные зерна. А при экструзионном получении хлебных палочек в упаковке встречаются невзорванные, плотные палочки не рассыпающиеся при разжевывании.

Нарушение рецептурного состава - также наиболее распространенная фальсификация пищевых концентратов. Это и недовложение мяса, рыбы, грибов и других ценных компонентов за счет больших количеств вермишели, круп, овощей. Введение в пищевые концентраты вместо сливочного масла, животных жиров - маргарина, комбинированных жиров, растительных масел низкого качества и т.п.

В пищевые концентраты могут вводиться компоненты, не предусмотренные рецептурой. Так, например, вместо мяса могут вводиться соевые заменители - текстураты, вместо лука репчатого, пищевой ароматизатор, вместо рыбы, рыбный порошок, получаемый из отходов рыбной промышленности. Поскольку в пищевых концентратах все компоненты находятся в предварительно переработанном виде провести экспертизу каждого компонента практически невозможно. Поэтому в пищевые концентраты, так же как и в колбасные изделия, направляется зачастую не высококачественное, а низкокачественное сырье, которое еще и дополнительно ароматизируется.

Провести экспертизу качества пищевых концентратов достаточно сложно и это по силам только очень высококвалифицированным специалистам и поэтому они вырабатываются зачастую сомнительного качества и отношение к пищевым концентратам у большей части населения негативное. Особенно в последнее время, все эти супы представляют собой "химические растворы" неизвестного состава, вызывающие только нарушения функционирования организма.

Сухие пищевые концентраты первых и вторых блюд, в которые обязательно вводятся пищевые жиры, имеют небольшие сроки хранения (не более 6-8 месяцев), а для удлинения сроков хранения и предотвращения порчи жиров обязательно вводят антиокислители (бутилоксианизол, бутилокситолуол и др.).

Сразу же возникает вопрос - "Сколько же нужно ввести различных консервантов и окислителей, чтобы эта подделка могла так долго сохраняться?". Ведь на упаковке, иногда, указывают только, какие введены консерванты и антиокислители, а об их количественном содержании в пищевых концентратах никто даже не упоминается.

Поэтому покупатель при покупке пищевых концентратов должен смотреть не на яркую упаковку, а вынужден обсмотреть всю этикетку, в том числе и то что, написано мелким шрифтом читаемого только с помощью увеличительного стекла. Там он найдет истинный состав "химического раствора" который ему предлагается под видом натурального продукта.

Вот конкретные примеры таких "химических растворов", реализуемых как пищевые концентраты (см. табл. 7).

Таблица 7

Состав некоторых пищевых концентратов уком и чесноком идентичная натуральной вкусовая добавка (любисток)

Рассмотрим более детально конкретные примеры фальсификации пищевых концентратов. Вместо мяса Вам подкладывают растительные белки (сою) или еще хуже - просто экстракт (отвар) от сои. В супе-гуляше от Maggi белков всего 4,5% на 100 г продукта, а вот жира всунули аж 26,6%. Этот высокожиро-вой "химический" бульон очень сильно будет воздействовать на Вашу печень. Срок хранения этого "химического" супчика 15 месяцев, без указания добавок консервантов или антиокислителей на упаковке. Таким образом, отрава для потребителя представляет собой чистейший фальсификат.

На упаковке вермишели "Анаком" с гордостью указано, что "изготовлено без консервантов!", а всунули в эту "лапшу" антиокислитель Е 307 (*-токоферол синтетический) и думают, что их "лапшу" никто не распознает. Да большего объема этой "лапши" ввели также диоксид кремния, хитро назвав его разделитель Е 551. В данной вермишели не указано конкретно какое растительное масло и какой животный жир добавлены. Ведь собачий жир тоже относится к животным жирам. Таким образом мы видим, что из себя представляют широко рекламируемые супчики из отвара сои.

Пищевые концентраты фирмы Gallina Blanca вообще нельзя употреблять здоровому человеку. Содержание углеводов в них превышает рекомендуемое соотношение практически в два раза (53,5% углеводов и 6,5% белков в быстро-супе). Причем углеводы добавлены в виде крахмала или модифицированных крахмалов. В качестве антиокислителя добавлен Е 320 (бутилоксианизол), а срок хранения составляет 18 месяцев.

Количественная фальсификация пищевых концентратов (обвес) это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров упаковки (массы) пищевых концентратов, превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Например, вес нетто упаковки пищевых концентратов массой 250 г меньше, чем написано на самой упаковке. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно массу нетто упаковки пищевого концентрата поверенными измерительными мерами веса.

Информационная фальсификация пищевых концентратов - это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре.

Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке и рекламе.

При фальсификации информации о пищевом концентрате довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные:

наименование товара;

фирма-производитель товара;

количество товара;

вводимые пищевые добавки - антиокислители, консерванты.

Если перед Вами пищевой концентрат со сроком хранения более 6-8 месяцев и на упаковке не указаны добавки антиокислителя (бутилокситолуола, бутилоксианизола) или консерванта, то перед Вами очередной фальсификат.

К информационной фальсификации относится также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода, даты выработки пищевых концентратов и др.

Содержание

1. Введение
2. История обманов покупателей при продаже продовольственных товаров
3. Общие положения об обмане, подделках и подлинности товаров
4. Виды и способы обмана покупателя и методы их выявления

ВИДЫ И СПОСОБЫ ОБМАНА ПОКУПАТЕЛЯ ПРИ ПРОДАЖЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
ЗЕРНОМУЧНЫЕ ТОВАРЫ

5. Хлеб и хлебобулочные изделия
6. Макаронные изделия
7. Крупа
8. Мука
9. Зерно

КОНДИТЕРСКИЕ ТОВАРЫ

10. Мучные кондитерские изделия
11. Сахаристые кондитерские изделия
12. Сахар и сахарозаменители
13. Пчелиный мед
14. Фруктово-ягодные кондитерские изделия
15. Жиросодержащие кондитерские изделия
16. Крахмал и крахмалопродукты

ПЛОДЫ, ОВОЩИ И ПРОДУКТЫ ИХ ПЕРЕРАБОТКИ

17. Плоды
18. Овощи
19. Продукты переработки плодов и овощей

ВКУСОВЫЕ ТОВАРЫ

20. Чай
21. Кофе
22. Пряности и приправы
23. Безалкогольные напитки

МОЛОЧНЫЕ ТОВАРЫ

24. Молоко и молочные продукты
25. Кисломолочные продукты
26. Масло коровье
27. Сыры

МЯСО И МЯСНЫЕ ТОВАРЫ

28. Мясо
29. Колбасные изделия
30. Мясные консервы
31. Мясные полуфабрикаты

РЫБНЫЕ ТОВАРЫ

32. Рыба
33. Соленые, вяленые, сушеные и копченые рыбные товары
34. Рыбные консервы
35. Икорные товары

ПИЩЕВЫЕ ЖИРЫ

36. Растительные масла
37. Маргарин
38. Майонез
39. Кулинарные жиры
40. Пищевые концентраты
41. Яйцо и яичные товары
www.imbf.org
psm 04/09/12 #32 30/03/16

Комментариев нет:

Отправить комментарий