Общие положения об обмане, подделках и подлинности товаров
Обман покупателя продавцом состоит в следующем:
1. Количественный недовес или недолив товара;
2. Количественный обсчет покупателя в пределах одной валюты;
3. Качественный обсчет покупателя при преднамеренно неправильном переводе курса одной валюты в другую;
4. Качественная подмена одного товара другим;
5. Качественная замена определенной части товара другим, менее ценным;
6. Подделка информации о качестве реализуемого товара (письменная или устная);
7. Двойной обман за счет комбинации двух вышеперечисленных способов;
8. Комбинированный обман за счет комбинации трех и более вышеперечисленных способов.
Обман покупателя производителем товара состоит в следующем:
1. Количественный недовес или недолив товара в потребительскую упаковку или в изделие (например, вес батона хлеба ниже нормы, недолив растительного масла в бутылку и пр.);
2. Качественная замена определенной части товара другим, менее ценным;
3. Качественная подделка натурального продукта другим, менее ценным;
4. Качественная подделка натурального продукта за счет применения ароматизаторов и/или красителей;
5. Качественная замена ингредиентов, предусмотренных рецептурой, другими, менее ценными;
6. Введение консервантов, антибиотиков, антиокислителей для продления срока хранения товара не предусмотренных стандартами;
7. Введение консервантов, антибиотиков, антиокислителей в больших количествах, чем предусмотрено гигиеническими нормами;
8. Не представление покупателю информации об использовании в производстве товара генетически модифицированного сырья;
9. Не точное нанесение кодировки товара, данных о производителе и его реквизитах;
10. Двойной обман за счет комбинации двух вышеперечисленных способов;
11. Комбинированный обман за счет комбинации трех и более вышеперечисленных способов.
Обман покупателя посредническими фирмами и предприятиями состоит в следующем:
1.
Информационная обработка покупателя через средства массовой информации о
якобы более лучших свойствах данного товара по сравнению с другими;
2. Формирование неправильного представления покупателя о свойствах того или иного товара;
3. Широкое рекламирование низкокачественного товара с целью увеличения его сбыта.
4. Навязывание покупателю товаров не пользующихся спросом.
Вначале рассмотрим все эти способы обмана покупателя в общем виде.
Количественный
обман - это обман потребителя за счет значительных отклонений
параметров товара (массы, объема, длины и т.п.), от предельно допустимых
норм отклонений. В настоящее время в стандартах уже не указываются
отклонения в ту или иную сторону. Регламентируются только допустимые
отклонения в сторону уменьшения количественного показателя товара.
В
практической деятельности этот вид фальсификации называют недовесом или
обмером. Способы и средства этого обмана основаны на неточных
измерениях с грубыми погрешностями всегда в сторону уменьшения
количественных характеристик измеряемого объекта, а стоимостной расчет
товара осуществляется за регламентированные или увеличенные
количественные показатели.
Количественный обман является одной из
наиболее древних способов обмана покупателя, которая не требует от
продавца специальных знаний. В одной из своей заповеди Моисей говорит:
"Да будут у вас весы верные, гири верные..." (Библия. Книга Ветхого
завета. Каноны гл. 19). А далее Моисей гласит: "Гиря у тебя должна быть
точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь
Бог твой дает тебе в удел; ибо мерзок перед Господом Богом твоим всякий
делающий неправду" (там же, гл. 25).
При количественной обмане используют:
поддельные средства измерений (гири, метры, измерительную посуду);
неточные измерительные технические устройства (весы, приборы и т.п.) или измерительные устройства с более низкой чувствительностью;
специальные приемы и/или психологическое воздействие на покупателя;
неправильное измерение товара.
Поддельные или неточные средства измерений это наиболее распространенный способ обмана покупателю по количеству товара. При этом используются поддельные меры (гири, метры, измерительная посуда и др.) и приборы
(весы и т.п.) без поверочных клейм и свидетельств, наносимых и
выдаваемых органами государственных метрологических служб. Отсутствие
или просроченные даты поверочных клейм на гирях, весах, метрах и других
служит основанием также для утверждения о подделке средств измерения и
легко проверяется. Причиной неточности, грубых погрешностей могут быть также неисправные приборы и фасовочное оборудование, которыми пользуются изготовители или продавцы. Неправильные методики измерений, применяемые продавцом или изготовителем, также могут явиться причиной грубых погрешностей при измерении, что приводит к недовесу, недомеру. При этом
действия субъекта, проводящего измерения, могут носить умышленный и
неумышленный характер. В последнем случае обман покупателю по количеству
товара обусловлена неумением работать продавца на измерительных приборах.
Имеются также различные специальные способы обмана покупателя по количеству товара. Так имеются способы обмера, обвеса, которые применялись еще в прошлом веке.
1.
"Обвес с походом". Данный метод заключался в том, что продавец клал на
весы больше товара, чем просил покупатель; уже на весах избыточная часть
("поход") отрезалась, причем продавец увеличивал вес товара, придерживая весы пальцем.
2. "Обвес на бумажку": небольшие порции товара взвешивались на плотной бумаге или в пакете.
3. "Обвес на пушку" требовал значительной психологической подготовки и применялся
только опытными продавцами. Суть его сводилась к следующему: обвешивая
покупателя, продавец должен был отвлечь его разговором от шкалы весов. При этом к коромыслу весов на длинной нитке подвешивался груз, на который надавливали незаметно под столом ногой.
4. "Обвес на бросок" продавец осуществлял, быстро бросая товар на весы и сразу снимая его.
5. "Обвес на разинь" предполагал, что покупатель видит лишь часть шкалы весов.
6. При "обвесе на путешествие" продавец просил покупателя оплатить стоимость товара в кассу, а сам в это время обвешивал его.
7. "Обвес на нахальство" был прост: подпиливали гири.
8. "Обвес с подначкой": взвешивая товар, продавец работал четырьмя пальцами, пятым отклоняя в нужную сторону стрелку весов.
9.
"Обвес на время" требовал высокого профессионализма. Обслуживание
проводилось столь быстро, что покупатель не замечал количество
положенного и завернутого товара.
10. Еще один способ назывался "сделать радугу" и состоял в подмене одного сорта товара другим (например, субпродукты вместо вырезки).
11.
Немногим отличался от него способ "дать ассортимент" (кстати, в
советской торговле он использовался вполне легально). Суть его в
следующем: основная часть товара заворачивается требуемого качества (например, вырезка), а меньшая - более низкого (субпродукты, кости и т.п.).
12.
Комбинированный способ, включавший до трех перечисленных, назывался
"семь радостей" и, разумеется, доставлял покупателям наибольшие
неудобства.
В настоящее время, наряду с давно известным количественным обманом покупателя, появились и новые.
1. Магазины, приобретая
сахар, крупы, муку, соль в нефасованном виде, на несколько дней
помещают товар в увлажненный склад, где он набирает вес: на мешок - до
2-3 кг (более 50 рублей дохода у продавца на каждый мешок).
2. При фасовке может применяться
смешивание продукта разного сорта (и цены) - сахар белый и желтый
(рафинированный и нерафинированный), муку разного сорта, соль.
3. Фасовка черствого хлеба в пакет, где он отходит. Дополнительно увеличивают цену за упаковку.
4. Намораживание мяса, рыбы, полуфабрикатов, пельменей водой до обледенения.
5.
Резко класть товар на весы - один из наиболее эффективных и
распространенных методов обвеса: мало кто ждет, пока установится стрелка
или успокоятся цифры (на электронных весах).
6. Использование
магнита. На чашечные весы магнит, весом от 10 до 30 г, крепят снизу, на
электронные - с тыльной, невидимой покупателю стороны. По виду он может
быть как монета, пластинка. Используются специально намагниченные ножи.
Случается, что сильный магнит помещен в пачку из-под сигарет и лежит
недалеко от весов. Такой магнит искажает вес до 50 г.
7. Регулирование наклона весов в пользу продавца (до 5-10 г).
8. Незаметная, якобы для успокоения стрелки весов, поддержка чашек: с продуктами - сверху, а с гирями - снизу.
9. Установка весов (любых циферблатных) боком, чтобы покупатель, смотря чуть сбоку, "ошибался" на 2-5 граммовых делений.
10. Сознательное перепутывание цифр, близких по очертанию (на электронных весах): 1 и 7, 3 и 9, 5 и 6.
11.
Взвешивание овощей, яблок и других товаров с помощью неповеряемых
весов, предназначенных для домашнего употребления (пружинных).
12.
Предварительное взвешивание яблок, овощей и других товаров по 1 - 2 кг и
размещение их и на товарной площадке весов и на гиревой, как бы
уравновешенных между собой. Но масса и той и другой партии обычно меньше
от 200 до 500 г.
Методика правильных измерений обычно приводится в технических документах на измерительные приборы. Кроме того, отдельные правила измерений, в частности тканей, приведены в "Правилах продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров", утвержденных Советом Министров - Правительством РФ от 8 октября 1993 г. № 995.
К
качественной подмене одного товара другим прежде всего относят
пересортицу товаров. Это одна из наиболее широко распространенных
разновидностей обмана покупателя.
Пересортица - действия, направленные на обман получателя и/или потребителя путем замены товаров высших сортов низшими.
Так,
вареная колбаса Отдельная 1-го сорта может быть реализована как
Любительская, относящаяся к высшему сорту, кофе Робуста 1-го сорта - как
Арабика высшего сорта, масло сливочное первого сорта - как высшего,
масло сливочное Бутербродное - как Крестьянское или Любительское и т.п.
При этом
пересортица может быть вызвана как по незнанию, так и в корыстных
целях. К обману потребителя будет относится лишь пересортица, сделанная с
корыстной целью производителем, либо реализатором данной продукции.
Однако пересортица мяса, колбас, муки, круп, крахмала, кофе при реализации
в торговле всегда квалифицируется как обман покупателя со стороны
производителя, так как качество этих товаров полностью сформировано при их производстве и не изменяется при хранении и продавцом при реализации.
Вместе с тем имеется значительная группа товаров, качество которых при хранении существенно изменяется и при этом
снижаются и показатели качества, определяющие их товарный сорт. В этом
случае возникает пересортица, носящая объективный характер, и если она
не используется в корыстных целях, то и не квалифицируется как обман. Примером
могут служить яйцо куриное диетическое, вологодское сливочное масло,
байховый чай, сычужные сыры, виноградные вина и другие товары, сорт
которых устанавливается дегустацией по бальной системе.
При качественном
обмане покупателя, как правило, используются пищевые заменители - более
дешевые продукты питания, отличающиеся пониженной пищевой ценностью и
сходством с натуральным продуктом по одному или нескольким признакам.
В качестве объекта при качественном обмане покупателя наиболее часто используют следующие пищевые заменители:
подобные товары из другой группы, имеющие более низкие потребительские свойства;
имитаторы натурального продукта, схожие по определенным, наиболее характерным признакам;
товары, полученные из генетически модифицированного сырья;
продукты с незаконченными биохимическими или другими технологическими процессами.
Примерами
качественного обмана покупателя товарами из другой группы могут быть
следующие: продажа ливерных колбас под видом вареных; вместо соленой
сельди - соленую треску, навагу и другие; рыбу горячего копчения -
вместо рыбы холодного копчения и т.п.
В качестве объекта при качественном обмане покупателя, могут использоваться различные имитаторы, т.е. продукты, применяемые или специально разработанные для замены натуральных продовольственных товаров.
Так вместо; черной икры продают белковую; мяса - текстурированные
соевые белки; сливочного масла - маргарин, кофе - кофейные напитки; чая -
чайные напитки и т.п.
К качественному обману покупателя относят и продукты, полученные из генетически модифицированного сырья.
С
1 июля 1999 года все продукты, содержащие генетически модифицированное
сырье, должны продаваться в России только со специальной маркировкой.
Так требует постановление Главного государственного санитарного врача.
Уже наступило следующее тысячелетие, а спецмаркировки потребители еще не
видели и, похоже, увидят не скоро. Между тем, поток генетически
модифицированных продуктов (ГМП) все возрастает. Наиболее опасны для
человека генетически модифицированные картофель, соя, кукуруза, а также
мясо животных, выкормленных из генетически модифицированного сырья. Вот
почему и рекламируют чипсы из ГМП, гамбургеры из мяса с ГМП, везде
вводят соевые белки (консервы, колбасы, молочные продукты), реализуют
сахарную кукурузу и все без специального разрешения Минздрава РФ. В
Западной Европе, США, Японии давно уже информируют потребителя о
добавках ГМП, и он сам определяет, есть или не есть ему продукты с ГМП,
то нашего потребителя, в нарушении принятого постановления, никто так и не информирует.
Качественный
обман покупателя - это подделка подлинных товаров с помощью различного
рода пищевых или непищевых добавок или нарушений рецептур для изменения
качественных показателей органолептических и других свойств продуктов.
Объектами данного вида обмана покупателя служат пищевые продукты с различными добавками или нарушенными рецептурами.
Для качественного обмана покупателя при производстве той или иной группы товаров в РФ созданы следующие условия:
1. Наличие в продаже различных
пищевых красителей, ароматизаторов, замутнителей, загустителей,
антиокислителей, консервантов, и др. компонентов, доступных для
производителей;
2. Действие законодательных нормативов по применению различных пищевых добавок в продовольственные товары;
3. Отсутствие надежного контроля за уровнем внесения тех или иных добавок;
4.
Отсутствие законов и их недействие по информационному оболваниванию
населения и распространению заведомо ложной информации о свойствах
товара.
В зависимости от используемых средств
фальсификации товара, степени введения заменителя и нарушения
рецептурного состава фальсифицируемого продукта различают следующие
способы качественного обмана покупателя:
добавление воды;
введение более дешевых компонентов за счет более дорогостоящих;
частичная замена натурального продукта имитатором;
добавление или полная замена продукта чужеродными добавками;
введение различных пищевых добавок;
частичная или полная замена продукта пищевыми отходами;
повышенное содержание допустимых нормативно-технической документацией некачественной продукции или компонентов;
введение консервантов, антиокислителей и антибиотиков без их указаний на маркировке товара.
Все добавки и компоненты, используемые при качественном
обмане покупателя в результате производства фальсифицированной
продукции, подразделяют на две группы: пищевые и непищевые. В свою
очередь пищевые добавки подразделяют на: допустимые для здорового
человека; допустимые для детей; допустимые при тех или иных заболеваниях.
В свою очередь непищевые добавки подразделяют на: не приносящие вреда человеку; ядовитые; канцерогенные; наркотические.
К непищевым не приносящим вреда человеку можно отнести следующие добавки: мел, гипс, тертый кирпич, известь, кремний; инертные наполнители и т.п.
К непищевым ядовитым добавкам относят: семена ядовитых растений, присутствующие в больших количествах, чем предусмотрено нормативно-технической документацией; листья ядовитых растений при введении в чай; пьяный мед и т.п.
К непищевым канцерогенным добавкам относят вещества, способствующие формированию в организме человека при длительном употреблении данных продуктов онкологических клеток.
К непищевым наркотическим добавкам относят: добавление в пиво, вино, водку наркотических веществ, приводящих
к зависимости потребителя в употреблении именно данной продукции;
настаивание вина, пива на листьях табака, махорке и т.п.
Вода является наиболее распространенной добавкой к жидким продовольственным товарам при качественном
обмане покупателя. Особенно часто разбавляются водой такие
продовольственные товары как: соки, пиво, водка, спирт, прозрачные
бесцветные наливки, настойки, вина, минеральные воды, молоко и молочные
продукты, мед, мясо, колбасные изделия, рыба и т.п. При разбавлении окрашенных напитков водой обычно применяется дополнительное подкрашивание, имитирующее цвет натурального продукта. Например, при качественной
фальсификации коньяка, рома, вин, пива, кваса, окрашенных
безалкогольных напитков воду подкрашивают жженной сахарозой (сахарный
колер), которая придает продуктам темно-коричневый цвет.
Вода, как универсальный разбавитель натурального продукта, часто используется при качественном обмане покупателей в незначительных количествах либо продукт увлажняется тем или иным способом (например, сахар, сухофрукты и другие высушенные продукты увлажняются при размещении их во влажном помещении) для увеличения массы товара.
Фальсификация многих продовольственных товаров
путем добавления воды одновременно сопровождается введением и
компонентов, переводящие излишек влаги в коллоидное или эмульсионное
состояние. Так при добавлении воды в колбасные изделия, с целью обмана покупателя, вводят дополнительно крахмал, желатин, пектин, камеди и т.п. А при добавлении
воды в шоколадные изделия или глазурь вносят поверхностно-активные
препараты типа лецитина, фосфатида или фосфатидных концентратов и т.п. В
результате чего шоколад "тяжелеет" за счет воды на 8-10%.
Многими исследованиями доказано, что при разбавлении
пищевых продуктов на 10 % водой или другими инертными по вкусу и запаху
компонентами дегустаторами, а тем более рядовыми потребителями данный
обман не замечается. При добавлении 20 % воды или других компонентов примерно
треть дегустаторов начинают высказывать сомнения по поводу качества, а
рядовые потребители обычно также не замечают данную фальсификацию. Лишь при 25
- 30 % разбавлениях, как большинство дегустаторов, так и некоторые
потребители начинают указывать на водянистость, разбавленность вкусового
ощущения. Зная об этом, многие производители специально разбавляют
рецептуру того или иного изделия различного рода инертными добавками до
20-25% и затем утверждают их на дегустационных комиссиях. Так в
колбасные изделия разрешается вводить до 25% различного, так называемого
"нетрадиционного" сырья (молочные белки, соевые белки, гидролизаты
кости, пера, соединительной ткани и т.п.) и таким образом, обманывая
покупателя за счет несовершенства его вкусового аппарата, формировать
новый ассортимент данных изделий.
Кроме того, незначительное разбавление водой, применяемое
с целью обмана покупателя, не позволяет выявить подобную фальсификацию и
с помощью физико-химических показателей (за исключением изотопного
состава воды), так как массовая доля сахаров, белков, жиров,
органических кислот и других компонентов, как правило, в натуральных
продуктах всегда выше предельно допустимой нормы и разбавление их до 10 %
не приводит
к снижению этих показателей ниже установленных норм. Более того,
титруемая кислотность может остаться на том же уровне, так как при разбавлении
водой усиливается степень диссоциации кислот и кислых солей, вследствие
чего повышается содержание ионов H+ в растворе. Только при разбавлении жидких продовольственных товаров
(соки, вина, пиво и т.п.) водой более чем на 30% начинают изменяться их
физико-химические показатели. А поскольку вода практически бесплатно
бежит из крана, то ее используют при любом удобном случае, начиная от молока и заканчивая спиртом. Только ленивый не захочет воспользоваться таким прибыльным бизнесом, как продажа воды из под крана под видом молока, сока, минеральной воды, безалкогольных напитков, вина и т.п.
Степень
безопасности фальсифицируемого продукта зависит также от качества
используемой воды и если используется недоброкачественная вода, например
по микробиологическим показателям, то разбавленный продукт может стать
не только фальсифицированным, но и опасным для здоровья человека.
Добавки - это вещества или другие компоненты, которые вводятся в пищевые продукты как для придания
им тех или иных свойств, так и для имитации отдельных потребительских
качеств товара. Добавки подразделяются на чужеродные и пищевые. К
чужеродным добавкам относятся такие компоненты, которые обычно
отсутствуют в пищевых продуктах и при их введении обязательно должны проводиться клинические испытания на их безвредность.
К пищевым добавкам относятся вещества, которые присутствуют в пищевых продуктах, но в данных изделиях они либо отсутствуют, либо присутствуют в недостаточных количествах. Например,
в мясных изделиях отсутствуют многие полисахариды (за исключением
гликогена) и введение инулина, крахмала и других полисахаридов для
балансирования этих продуктов по пищевой ценности можно квалифицировать
как пищевые добавки. Однако широко используемые в пищевой промышленности
и предусмотренные рецептурой при изготовлении тех или иных продуктов питания нитриты и нитраты, различные окислители и замутнители и другие причислять к пищевым добавкам без длительных токсикологических исследований нельзя.
В
то же время на маркировке многих отечественных и импортных товаров,
особенно западноевропейских, указываются те или иные пищевые добавки,
рекомендуемые для введения в продукты питания для здоровых людей,
которые согласно "Кодекс алиментариус" маркируются знаком "Е" с
порядковым номером пищевой добавки (например, Е 300 - аскорбиновая кислота).
Использование
таких пищевых добавок в диетические и диабетические товары, а также в
продукты, которые чаще всего употребляют дети можно относить к
качественному обману покупателя, а такие продукты к фальсифицированным. К
качественному обману покупателя относится также применение
разрешенных и неразрешенных добавок, непредусмотренных рецептурой, с
целью введения в заблуждение потребителя относительно истинных
потребительских свойств товара.
Относится к
качественному обману потребителя также и подкрашивание или ароматизация
пищевых продуктов добавками, не предусмотренные рецептурой и технологией
производства и предназначенные для придания
продукту органолептических свойств, позволяющих имитировать их
повышенную пищевую ценность. Конечная цель такого обмана потребителя -
это создание потребительских предпочтений на товары пониженного качества
путем придания им видимости повышенных потребительских свойств. Например, всеми известный маргарин "Рама" подкрашивают пищевым красителем для придания ему желтого цвета и вводят сливочный ароматизатор для придания ему сливочного аромата и навязывают потребителю в качестве сливочного масла. Но этот "фальсификат" приносит
огромный вред неискушенному потребителю, формируя у него раковые
клетки. А потом врачи констатируют, что в последние годы раковые
заболевания начинают формироваться у россиян в более раннем возрасте ( в
8-12 лет). Практически во всех краевых и областных городах уже
построены детские онкобольницы, в которых лежат бедные дети неискушенных
потребителей, попавшихся на "удочку" очередного бренда (то есть
раскрученного с помощью рекламы товара). И таких "онкоопасных" брендов
на продовольственные товары в России раскручивается очень много. Это и
кока-кола и пепси-кола, Рама, Стиморол, Инвайт, Инвайт+, Злато и многое
другое.
Примером
такого качественного обмана покупателя могут служить безалкогольные
напитки с частичной или полной заменой сахара подсластителями, с
использованием синтетических красителей и ароматизаторов, которые не
предусмотрены рецептурой, особенно если эти пищевые добавки не разрешены
или запрещены для применения
в России "Медико-биологическими требованиями и санитарными нормами
качества продовольственного сырья и пищевых продуктов".
Применение даже разрешенных пищевых добавок, несвойственных продукту определенного наименования и непредусмотренных рецептурой его приготовления, при отсутствии
информации об изменении его состава и рецептуры должно считаться
фальсификацией с целью обмана потребителей. Информированный потребитель
вправе сам сделать выбор товара, исходя из личного отношения к пищевым
добавкам, а также от возможности проявления аллергической реакции его
организма на данную группу веществ.
Вместе с тем существуют и более опасные способы обмана покупателя. Например, в дореволюционной России для придания
низкосортным кофейным зернам сероватого оттенка, свойственного
высокоценным сортам, зерна промывали в воде с аммиаком или обрабатывали
во вращающемся свинцовом барабане.
Разновидностью качественного обмана покупателя при продаже товара
следует считать частичную или полную замену натурального продукта
пищевыми или непищевыми отходами, которые образуются после извлечения из
него наиболее ценных компонентов. Например,
реализация "спитого" чая под видом натурального продукта, кофе
натурального без кофеина, кофе натурального с извлечением естественного
кофеина и добавления синтетически полученного и многие другие.
К данному виду обмана покупателя относится и добавление или неполная очистка от примеси
сорных трав, других видов зерновых культур или протравленного семенного
зерна, обработанное ядохимикатами. В настоящее время такие грубые
способы фальсификации встречаются при переработке на минипредприятиях, где стадии очистки сырья сводятся до минимума, а при крупнотоннажном промышленном производстве такие фальсификации встречаются редко.
При продаже картофеля и корнеплодов распространенным способом обмана покупателя является примесь сверх установленных норм земли, корней, растительных остатков и других органических и неорганических примесей.
К
качественному обману покупателя относится также продажа пищевых
продуктов с незаконченным технологическим процессом. На наших рынках
продаются: не созревшая сметана; не созревшие копченые колбасные
изделия; несозревшая или перезревшая сельдь; переквашенная капуста,
огурцы; несозревшие или ускоренно созревшие сыры; "зеленое" пиво или
пиво выработанное по ускоренной технологии и т.п.
Как мы уже уяснили ранее, подлинность товара является одним из его свойств и играет важную роль при обмане
покупателя. Подлинный товар - это гарантия качества производителя. А
вот не подлинный товар - это источник обмана потребителя. Поэтому
необходимо всесторонне охарактеризовать данное свойство товара и
особенности его проявления на рынке.
Подлинность товара - это набор характерных, специфических показателей, отличающие данной изделие от ряда других. При этом
необходимо помнить, что все производимые однородные товары всегда имеют
подлинный (утверждаемый, базовый) образец, который выработан на той или
иной технологической линии с соблюдением всех технологических
процессов. На основе базового образца (модели) готовится вся
проектно-технологическая документация и затем данный образец просто
тиражируется с соблюдением утвержденного технологического процесса.
Таким образом, подлинный (утверждаемый, стандартный) образец, являющийся
исходным изделием, является стандартным образцом для всей остальных
выпускаемых однородных товаров.
Рассмотрим это на примере.
Вначале выпекается опытная партия хлеба по новой рецептуре или на новой
технологической линии. На основе этой опытной партии разрабатывается
нормативная документация, она проходит сертификацию и уже затем
постоянно выпекаются хлебные изделия на этой технологической линии.
Несмотря на то, что каждый день выпекаемые изделия несколько будут
отличаться от первично выработанной опытной партии (то дрожжи от другого
поставщика, то мука с другой клейковиной и т.п.), но все эти изделия
должны соответствовать средним данным, заложенным в нормативной
документации.
Если устанавливается принадлежность
данного представителя однородного товара к той или иной группе
однородных товаров, то это мы называем идентификацией товара.
Идентификацию товара мы проводим для того, чтобы уяснить для себя, что
за изделие перед нами и каким образом мы его можем использовать.
Если же мы устанавливаем характерные особенности того или иного товара, то этот процесс называется установление его подлинности.
Поэтому
выяснение подлинности товара с точки зрения покупателя проводится с
целью установления характерных показателей, отличающих подлинный
(натуральный) продукт от его подделки. При этом подделка может иметь как более худшие показатели качества, чем подлинный, так и более лучшие показатели.
Для достижения цели установления подлинности товара покупатель может ставить перед собой и решать следующие задачи:
1. Имеет ли данное изделие показатели, характерные для подделок подлинного (натурального) товара, известные покупателю;
2.
Насколько соответствует названное изделие показателям, характерным для
данной однородной группы товаров, известные покупателю;
3.
Соответствует ли маркировка данного изделия требованиям, предъявляемым к
ней в нормативно-технической документации, законом "О защите прав
потребителя";
4. Соответствует ли внутренняя и внешняя упаковка данного изделия, предъявляемым требованиям и известные покупателю;
5.
Соответствуют ли стоимость, сопроводительные документы данному изделию,
а также производителю, стране, от имени которых он поступил.
Таким
образом, проверка подлинности товара со стороны покупателя преследует
определенные цели и, для достижения этих целей, могут ставиться разные
задачи. При установлении
подлинности товара с точки зрения покупателя могут быть получены как
положительные, так и отрицательные результаты. Однако заявлять сразу же о
том, что при отрицательном результате Вами выявлена подделка нельзя. При получении отрицательного результата, полученного покупателем, при установлении
подлинности того или иного товара по тому или иному показателю,
необходимо предъявить данный товар эксперту (исследователю) который
должен подтвердить этот отрицательный результат другими достоверными
методами (способами), либо отобрать среднюю пробу товара из той же
партии, которую проверял покупатель, и повторить результаты в своей
лаборатории, либо в лаборатории вышестоящей соответствующей организации,
либо в независимой. Только при получении
отрицательных результатов во всех указанных случаях, как покупатель,
так и эксперт могут быть уверены в достоверности полученных
отрицательных результатов по установлению подлинности товара. После
получения отрицательного результата на подлинность того или иного
товара, можно также установить с какой целью была сделана подделка
подлинного (натурального) товара.
Подделки можно классифицировать на четыре группы:
1. Подделка, выполненная по незнанию, либо по недоразумению;
2.
Подделка, выполненная из-за несовершенства используемой технологии,
технологического решения, либо низкого уровня инженерно-технического
персонала на данном предприятии;
3.
Подделка натурального продукта суррогатами, выполненная из-за
отсутствия определенных знаний в данной области, и используемые для их
замены (подделка черной, красной икры, мяса, масла сливочного, сметаны,
шампанского, коньяка, женского молока и т.п.);
4. Подделка, выполненная с корыстной целью.
Именно
подделка, выполненная с корыстной целью, и может классифицироваться
фальсификацией. Однако для потребителя все эти четыре вида подделок
являются обманом. Ведь некачественный товар, купленный покупателем,
всегда останется некачественным и потребитель не может в полной мере его
использовать. Поэтому и подделка, и фальсифицированный товар при их продаже для покупателя являются обманом.
Содержание
1. Введение
2. История обманов покупателей при продаже продовольственных товаров
3. Общие положения об обмане, подделках и подлинности товаров
4. Виды и способы обмана покупателя и методы их выявления
ВИДЫ И СПОСОБЫ ОБМАНА ПОКУПАТЕЛЯ ПРИ ПРОДАЖЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
ЗЕРНОМУЧНЫЕ ТОВАРЫ
5. Хлеб и хлебобулочные изделия
6. Макаронные изделия
7. Крупа
8. Мука
9. Зерно
КОНДИТЕРСКИЕ ТОВАРЫ
10. Мучные кондитерские изделия
11. Сахаристые кондитерские изделия
12. Сахар и сахарозаменители
13. Пчелиный мед
14. Фруктово-ягодные кондитерские изделия
15. Жиросодержащие кондитерские изделия
16. Крахмал и крахмалопродукты
ПЛОДЫ, ОВОЩИ И ПРОДУКТЫ ИХ ПЕРЕРАБОТКИ
17. Плоды
18. Овощи
19. Продукты переработки плодов и овощей
ВКУСОВЫЕ ТОВАРЫ
20. Чай
21. Кофе
22. Пряности и приправы
23. Безалкогольные напитки
МОЛОЧНЫЕ ТОВАРЫ
24. Молоко и молочные продукты
25. Кисломолочные продукты
26. Масло коровье
27. Сыры
МЯСО И МЯСНЫЕ ТОВАРЫ
28. Мясо
29. Колбасные изделия
30. Мясные консервы
31. Мясные полуфабрикаты
РЫБНЫЕ ТОВАРЫ
32. Рыба
33. Соленые, вяленые, сушеные и копченые рыбные товары
34. Рыбные консервы
35. Икорные товары
ПИЩЕВЫЕ ЖИРЫ
36. Растительные масла
37. Маргарин
38. Майонез
39. Кулинарные жиры
40. Пищевые концентраты
41. Яйцо и яичные товары
Содержание
1. Введение
2. История обманов покупателей при продаже продовольственных товаров
3. Общие положения об обмане, подделках и подлинности товаров
4. Виды и способы обмана покупателя и методы их выявления
ВИДЫ И СПОСОБЫ ОБМАНА ПОКУПАТЕЛЯ ПРИ ПРОДАЖЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
ЗЕРНОМУЧНЫЕ ТОВАРЫ
5. Хлеб и хлебобулочные изделия
6. Макаронные изделия
7. Крупа
8. Мука
9. Зерно
КОНДИТЕРСКИЕ ТОВАРЫ
10. Мучные кондитерские изделия
11. Сахаристые кондитерские изделия
12. Сахар и сахарозаменители
13. Пчелиный мед
14. Фруктово-ягодные кондитерские изделия
15. Жиросодержащие кондитерские изделия
16. Крахмал и крахмалопродукты
ПЛОДЫ, ОВОЩИ И ПРОДУКТЫ ИХ ПЕРЕРАБОТКИ
17. Плоды
18. Овощи
19. Продукты переработки плодов и овощей
ВКУСОВЫЕ ТОВАРЫ
20. Чай
21. Кофе
22. Пряности и приправы
23. Безалкогольные напитки
МОЛОЧНЫЕ ТОВАРЫ
24. Молоко и молочные продукты
25. Кисломолочные продукты
26. Масло коровье
27. Сыры
МЯСО И МЯСНЫЕ ТОВАРЫ
28. Мясо
29. Колбасные изделия
30. Мясные консервы
31. Мясные полуфабрикаты
РЫБНЫЕ ТОВАРЫ
32. Рыба
33. Соленые, вяленые, сушеные и копченые рыбные товары
34. Рыбные консервы
35. Икорные товары
ПИЩЕВЫЕ ЖИРЫ
36. Растительные масла
37. Маргарин
38. Майонез
39. Кулинарные жиры
40. Пищевые концентраты
41. Яйцо и яичные товары
psm 03/09/12 #67 07/01/15
Комментариев нет:
Отправить комментарий