среда, 16 марта 2016 г.

Виды и способы обмана покупателей (35). Икорные товары

В настоящее время на продовольственном рынке России икорные товары стали занимать все больше удельный вес. Если раньше купить любую банку черной или красной икры в дикую очередь, или получить в праздничном наборе продуктов считалось подарком судьбы, то теперь черная и красная икра различного вида, качества и производителя имеется практически в любом продовольственном магазине. На рынке икорных товаров, пользующихся у российского потребителя неизменным успехом, появляются все новые виды и разновидности и покупателю иногда трудно выбрать качественные икорные товары из этого многообразия. Поэтому как у производителя, так и у реализатора возникают соблазны подделать или увеличить объемы своей реализации путем подмены одного вида икры другим, искусственными подделками и т.п.

Кроме того, на сегодняшний день нелегальный икорный бизнес составляет около 80 процентов от всего объема производства этого продукта. Подпольный выпуск икры в основном налажен в тех же регионах, где она и производится, поскольку только там водятся осетровые породы рыб и лосось. Если для государства главная проблема браконьерского лова рыбы и выработки икры сводится к финансовым проблемам, то для потребителя - фальсификация товара или сомнительное качество продукции неизвестных производителей.

Икорные товары всегда имели определенный спрос у российского покупателя и многие продавцы и производители пытаются обмануть покупателя именно при продаже этих продуктов питания и получают на этом немалый доход.

Рассмотрим основные способы обмана покупателя при продаже икорных товаров. Это, прежде всего:

1. Обман при подсчете стоимости покупки - обсчет;
Икра: красная, черная и другая

2. Обман при расчете с покупателем;

3. Обман за счет продажи икорных товаров с дефектами, известные продавцу;

4. Обман за счет продажи некачественных икорных товаров, качество которых известно для продавца;

5. Обман за счет продажи некачественных икорных товаров, качество которых неизвестно для продавца;

6. Обман за счет продажи фальсифицированных икорных товаров.

Обсчет покупателя - это доходная и не требующая больших затрат энергии операция для продавца при продаже икорных товаров. Если Вы покупаете только одну упаковку икры по известной Вам цене, то обмануть Вас достаточно сложно, а вот если Вы покупаете несколько упаковок икры, да еще в ассортименте (например, красную и черную), то обмануть Вас достаточно просто.

Подсчитывая в уме, продавец легко может к полученной сумме за икру добавить несколько рублей или десятков рублей в зависимости от общей стоимости покупки. То же самое делают и продавцы, считая в последнее время стоимость покупки на калькуляторах. Здесь просто предварительно вносится та или иная сумма обмана в память калькулятора и затем при подсчете суммы за икру незаметно нажимается клавиша суммирования с памятью и - обсчет покупателя состоялся.

В случае выявления обмана покупателю продавец настойчиво показывает полученную сумму на своем калькуляторе и доказывает в случае выявления обмана, что это просто неправильно считает его калькулятор, а он здесь совсем и ни при чем.

Обман при расчете с покупателем - это чистое мошенничество при продаже икры, которое наиболее чувствительно действует на покупателя. Здесь имеется много способов и методик мошенничества.

1. При упаковке икры в фирменный пакет, ее заменяют на более низкокачественную - искусственную.

2. При упаковке купленной Вами икры в фирменный пакет просто недокладывают либо одну, либо несколько банок в зависимости от количества покупаемого товара.

3. Вам дают сдачу мелкими суммами, чтобы Вы ее не стали подсчитывать. В случае, когда Вы все-таки сосчитаете всю мелочь и выясните, что Вас обманули, Вам просто добавят недостающую сумму, сославшись, что трудно было все это сосчитать.

4. Вам дают попробовать натуральную икру, продаваемую на вес, а затем при продаже Вам взвешивают искусственную икру.

5. Вам вначале называют сумму, которую Вы должны заплатить за купленную икру, а затем продавец, получив от Вас деньги, начинает обслуживать другого покупателя, ссылаясь на то, что стоит очередь и он не может все делать одновременно. Затем, назвав сумму для другого покупателя, продавец рассчитывается с Вами либо как со следующим покупателем, либо, перепутав некоторые цифры, дает Вам сдачу неправильно, обманывая Вас. При уличении продавца в обмане он громко скандалит и просит чтобы ему мешают работать, что он не может все держать в голове. "Ну подумаешь - ошибся на несколько рублей, со всеми так бывает, разве Вы никогда не ошибаетесь." - заявляет он покупателю.

Имеются и различные другие способы психологического давления на покупателя при расчетах с ним за купленную икру. Ведь это дорогостоящий продукт и особенно часто при этом обманывают спешащих, больных, рассеянных и состоятельных покупателей. Продавец, как психолог, по внешнему виду, поведению покупателя сразу видит, стоит его обмануть или нет.

Обман за счет продажи икорных товаров с дефектами, известные продавцу бывает очень часто. Например, очень часто реализуемые упаковки с икрой имеет такие дефекты, как ржавые, деформированные, бомбаж, нарушение герметичности, появление неприятного запаха и т.п. Все эти дефекты начинают формироваться в процессе производства и при транспортировании. И продавцы не должны допускать такие упаковки с икрой в продажу, а списывать их за свой счет. Естественно, такие убытки нести никто не хочет нести и продавец пытается их продать.

Если покупатель видит эти дефекты при покупке, то он, естественно, может купить подобные икорные товары у другого продавца, а вот когда он, все-таки, покупает дефектную упаковку икры, то у него возникают проблемы с ее употреблением.

Обман за счет продажи некачественных икорных товаров, качество которых известно для продавца происходит по нескольким причинам. Во-первых, продавцу поставили некачественную икру оптовые посредники и он, обнаружив это потом, чтобы не оплачивать данную партию икры из своего кармана или самому употребить ее, пытается реализовать ее неискушенному в этих тонкостях покупателю.

Например, в киоск, магазин, палатку привезли банки с икрой со следами ржавчины на поверхности. В процессе хранения в холодильнике в магазине ржавчина продолжает развиваться. Чтобы не нести убытки, продавец перед реализацией протирает ржавую поверхность растительным маслом. Чтобы покупатель сразу не обнаружил это, ему продают баночку икры упакованную в фирменную упаковку.

Обман за счет продажи некачественных икорных товаров, качество которых неизвестно для продавца, а проявляется в процессе употребления изделия. Данный вид обмана в основном формируется в процессе производства рыбных консервов. Многие покупатели наверное не раз были обмануты, когда вместо натуральной черной икры ему продавали искусственную. Естественно, продавец не знает, что в каждую закатанную банку положили на рыбокомбинате. Однако, поскольку он принял товар, то считается, что за все это именно продавец несет ответственность. Поэтому покупатель должен требовать, чтобы ему либо вернули деньги назад, либо продали качественный продукт.

Обман за счет продажи фальсифицированных икорных товаров. Рассмотрим основные виды фальсификации икры, встречаемые на рынках России и используемые для обмана покупателя.

Ассортиментная фальсификация икорных товаров может происходить за счет: пересортицы; подмены одного вида икры другим.

Пересортица икры может быть только лососевой зернистой бочковой первого сорта за счет ее подмены вторым сортом.

А вот подмена ценных видов икры суррогатами широко используется в нашей стране после того как были разработаны технологии получения искусственной черной, а в последнее время и искусственной красной икры. Эти виды белковой икры специально разрабатывались как изделия, приближенные по внешнему виду к натуральным продуктам, и предполагалось накормить всю Россию всеми видами черной икры. Причем ученые стремились настолько тонко подделать, чтобы обычный потребитель не смог отличить суррогат от натурального продукта. Им удалось все, кроме консистенции и аромата. Поскольку даже неискушенный потребитель может сразу же отличить натуральный продукт от его подделки по следующим критериям:

1. Натуральная икра имеет слабый запах рыбы, а искусственная икра ароматизируется селедочным тузлуком, имеющим резкий запах селедки;

2. Натуральная икра при раздавливании разбрызгивается и лопается во рту, а искусственная икра прилипает к зубам как обычный желатин;

3. В натуральной икринке всегда имеется зародыш, который хорошо виден невооруженным глазом, а в искусственной икре его нет;

4. Натуральная красная икра имеет ярко оранжевый или розово-красный цвет немного флуоресцирующей на свету, а искусственная красная имеет тусклые оттенки красно-оранжевого цвета. Причем на поверхности имеются неравномерность окраски и видны потеки оболочки.

Однако эти тонкости многие потребители не знают и этим естественно воспользовались фальсификаторы, выдавая белковую икру, полученную из желатина, за черную или красную икру.

Качественная фальсификация икорных товаров может достигаться следующими способами: нарушение рецептурного состава; введение чужеродных добавок; нарушение технологических процессов и режимов хранения.

Нарушение рецептурного состава черной икры может осуществляться за счет введения дополнительно: соли (такая икра будет крепкосоленой), борной кислоты (антисептик).

При выработке красной икры нарушение рецептурного состава может осуществляться за счет дополнительного введения уротропина, борной кислоты или буры (используемые в качестве антисептика) либо растительного масла, глицерина (используемые для предотвращения слипания и высыхания икринок, а также для снижения естественной горечи).

В натуральную икру могут вводить частично искусственную икру, таким образом разбавляя натуральный продукт. Если вводится до 15-20% искусственной икры, то распознать такую фальсификацию достаточно сложно по органолептическим показателям, а выявить можно только с применением инструментальных методов экспертизы.

Икорные товары - это продукт может изготавливаться только из свежего сырья. Никакого технологического способа заморозки для икорных товаров не существует. Поэтому изготовлением икры занимаются те предприятия, которые расположены на побережье, или плавзаводы. Вся знаменитая русская черная икра производится с разрешения государства всего на нескольких заводах Астрахани, Волгограда и Калмыкии, а икра лососевых пород - на предприятиях Дальневосточного региона. Если же Вы на упаковке читаете, что икра произведена ООО расположенного в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и т.п., то перед Вами фальсификат с нарушенными технологическими параметрами. Данная икра в лучшем случае выработана из замороженного сырья, в худшем - разбавлена искусственной икрой, производимой на Московском желатиновом предприятии.

На продовольственном рынке России реализуется также браконьерская икра, выработанная не в заводских условиях, а частным образом. Немало предприятий общественного питания покупает икру у частных лиц и на мелкооптовых рынках, где о каких-либо гарантиях качества вообще говорить не приходится. Фирмы, представляющие продукцию крупных заводов по производству икры, в обмен на более высокую стоимость предлагают и более высокое качество, гибкие условия оплаты и стабильный режим поставок. Какую продукцию выбрать - легальную или браконьерскую, - каждый ресторан решает для себя сам в зависимости от тех ценностей и принципов работы, которые он считает приоритетными. Одни покупают много дешевой икры, другие - меньше, но качественной. По первому пути чаще идут рестораны среднего и низкого уровня, которые не могут предложить своим клиентам столь дорогой продукт - ведь реальная стоимость качественной икры с ресторанной наценкой может оказаться выше фирменных горячих блюд. Но с другой стороны наличие икры в ассортименте - своеобразный показатель престижа любого ресторана или кафе, поэтому она должна быть только высокого качества.

Но в общественном питании сразу же встает вопрос о свежести икорных товаров, поскольку открытая банка с икрой долго стоять не может, а должна быть быстро реализована.

Вот примеры распознавания и поддержания свежести икры.

Свежесть икры легко определить по ее внешнему виду - икринки должны быть упругие и "разбористые" то есть легко отделяться друг от друга, со вкусом и запахом, присущим данному виду рыбы.

Правильные условия хранения: икру осетровых рыб хранят при температуре от минус двух до минус четырех градусов, лососевых - от минус четырех до минус шести. Открытую банку желательно использовать в течение недели.

Обязательно следите за тем, чтобы в банку не попала вода. Нельзя пробовать икру два раза одной ложкой - так в ней быстрее размножаются бактерии.

Если икринки плохо отделяются от соединительной ткани (такое случается, когда в икре слишком много жира или она недозрела или перезрела), ее режут на куски и солят. Такая икра называется ястычной. Она получается наиболее соленой и грубой по вкусу и из-за высокого содержания жира, а хранится не больше месяца.

Количественная фальсификация икорных товаров (обвес) это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров банки (массы), отвеса или порции в ресторане превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Например, вес нетто банки с осетровой икрой меньше, чем написано на самой упаковке или уменьшен отвес реализуемой весовой красной икры. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно массу нетто банки икры поверенными измерительными мерами веса.

Информационная фальсификация икорных товаров - это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации о товаре.

Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке. При фальсификации информации об икорных товарах довольно часто искажаются или указываются неточно следующие данные:

наименование товара;

фирма-производитель товара;

количество товара;

вводимые пищевые добавки и консерванты.

На крышке банки обязательно должно быть тиснение, причем непременно в виде выпуклых букв. А если буквы вогнутые, то это сразу же указывает на подделку.

К информационной фальсификации относится также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода, даты выработки икорных товаров и др.

Содержание

1. Введение
2. История обманов покупателей при продаже продовольственных товаров
3. Общие положения об обмане, подделках и подлинности товаров
4. Виды и способы обмана покупателя и методы их выявления

ВИДЫ И СПОСОБЫ ОБМАНА ПОКУПАТЕЛЯ ПРИ ПРОДАЖЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
ЗЕРНОМУЧНЫЕ ТОВАРЫ

5. Хлеб и хлебобулочные изделия
6. Макаронные изделия
7. Крупа
8. Мука
9. Зерно

КОНДИТЕРСКИЕ ТОВАРЫ

10. Мучные кондитерские изделия
11. Сахаристые кондитерские изделия
12. Сахар и сахарозаменители
13. Пчелиный мед
14. Фруктово-ягодные кондитерские изделия
15. Жиросодержащие кондитерские изделия
16. Крахмал и крахмалопродукты

ПЛОДЫ, ОВОЩИ И ПРОДУКТЫ ИХ ПЕРЕРАБОТКИ

17. Плоды
18. Овощи
19. Продукты переработки плодов и овощей

ВКУСОВЫЕ ТОВАРЫ

20. Чай
21. Кофе
22. Пряности и приправы
23. Безалкогольные напитки

МОЛОЧНЫЕ ТОВАРЫ

24. Молоко и молочные продукты
25. Кисломолочные продукты
26. Масло коровье
27. Сыры

МЯСО И МЯСНЫЕ ТОВАРЫ

28. Мясо
29. Колбасные изделия
30. Мясные консервы
31. Мясные полуфабрикаты

РЫБНЫЕ ТОВАРЫ

32. Рыба
33. Соленые, вяленые, сушеные и копченые рыбные товары
34. Рыбные консервы
35. Икорные товары

ПИЩЕВЫЕ ЖИРЫ

36. Растительные масла
37. Маргарин
38. Майонез
39. Кулинарные жиры
40. Пищевые концентраты
41. Яйцо и яичные товары

Комментариев нет:

Отправить комментарий