четверг, 28 января 2016 г.

Виды и способы обмана покупателей (17). Плоды

ПЛОДЫ, ОВОЩИ И ПРОДУКТЫ ИХ ПЕРЕРАБОТКИ

Плоды


Важную роль в правильном питании человека играют плоды и россияне с уважением к ним относятся и всегда в больших количествах потребляют их для формирования здорового образа жизни. Традиционно в РФ к столу на десерт подают яблоки, груши, а в последнее время бананы, ананасы, киви, кокосы. Практически круглогодично на нашем продовольственном рынке присутствуют апельсины, лимоны, грейпфруты. И естественно многие задумываются, почему раньше не было такого разнообразия и откуда оно сейчас появилось. Во многом это связано с фальсификацией плодов, которые реализуются на нашем рынке. Поскольку стоят плоды не очень дешево, то продавцы используют различные способы обмана при их продаже.

Рассмотрим основные способы обмана покупателя при продаже плодов. Это, прежде всего:

1. Обман при подсчете стоимости покупки - обсчет;
2. Обман при расчете с покупателем;
3. Обман за счет продажи плодов с истекшим сроком хранения;
4. Обман за счет продажи плодов с дефектами, известные продавцу;
5. Обман за счет продажи некачественных плодов, качество которых известно для продавца;
6. Обман за счет продажи фальсифицированных плодов.

Обсчет покупателя при продаже плодов - это наиболее доходная и не требующая больших затрат энергии операция для продавца. Здесь имеется большое количество различных способов.

1. Подсчитывая в уме, продавец легко может к полученной сумме за купленные Вами плоды добавить несколько рублей или десятков рублей в зависимости от стоимости покупки.
2. При подсчете на калькуляторе продавцы предварительно вносят ту или иную сумму в память калькулятора и затем при подсчете суммы за плоды незаметно нажимается клавиша суммирования с памятью и - обсчет состоялся. В случае обнаружения обмана, покупателю настойчиво показывают полученную сумму на своем калькуляторе и продавец доказывает в случае выявления обмана, что это просто неправильно считает его калькулятор, а он здесь совсем и ни при чем.
3. При подсчете на калькуляторе продавец дважды нажимает на прибавление одной и той же суммы.
4. При подсчете на калькуляторе продавец правильно набирает сумму, а Вам он называет сумму на несколько рублей больше.

Обман при расчете с покупателем - это чистое мошенничество, которое наиболее чувствительно действует на покупателя. Здесь имеется много способов и методик мошенничества при продаже плодов.

1. Вы просите взвесить один килограмм, но продавец взвешивает Вам два килограмма плодов, Вы указываете ему на то, что он неправильно взвесил. Затем продавец отбирает часть плодов, взвешивает один килограмм, а расплачивается с Вами как за два.
2. Плоды взвешивают не на рычажных весах, а на пружинных, предназначенных для домашнего употребления. В результате длительного растягивания продавцом, пружина расслабляется и вместо 5 килограмм весы могут показывать и 7 и даже 9 килограммов и с Вами рассчитываются соответственно не за 5, а за 9 килограммов плодов.
3. Вам дают сдачу мелкими суммами, чтобы Вы ее не стали подсчитывать. В случае, когда Вы все-таки сосчитаете всю мелочь и выясните, что Вас обманули, Вам просто добавят недостающую сумму.
4. При упаковке купленных Вами плодов в фирменный пакет просто недокладывают то или иное количество плодов. Либо при упаковывании продавец как бы нечаяно роняет крупный плод, Вы нагибаетесь, чтобы его поднять, а в это время из сумки отбирается часть купленных Вами плодов.
5. Вам вначале называют сумму, которую Вы должны заплатить за купленные плоды, а затем продавец, получив от Вас деньги, начинает обслуживать другого покупателя, ссылаясь на то, что он спешит. Затем, назвав сумму для другого покупателя, продавец рассчитывается с Вами либо как со следующим покупателем, либо, перепутав некоторые цифры, дает Вам сдачу неправильно, обманывая Вас. При уличении продавца в обмане он громко скандалит и взывает к помощи "спешащего" покупателя, который якобы торопится либо на работу или с работы домой, что ему мешают работать, что он не может все держать в голове. "Ну подумаешь - ошибся на несколько рублей, со всеми так бывает" - заявляет он покупателю.

Имеются и различные другие способы психологического давления на покупателя при расчетах с ним за купленные плоды. Особенно часто обманывают пожилых, престарелых, больных, а также рассеянных, спешащих покупателей.

Обман за счет продажи плодов с истекшим сроком хранения применяется при продаже этих продуктов достаточно часто. Поскольку в настоящее время нет дефицита в плодах, а имеется большая конкуренция при их продаже, то многие из этих плодов во время не реализуются и они начинают портиться. Особенно это касается косточковых плодов. Срок хранения вишни и черешни составляет всего 10 суток, а абрикосов и персиков до одного месяца. Чтобы не списывать испорченные продукты за свой счет, продавцы стремятся все-таки реализовывать испорченный товар. Для этого применяются следующие способы.

1. Испорченные плоды продают по более низкой цене (например, бананы с некротическими пятнами).
2. Незаметно добавляют испорченные плоды при продаже качественной продукции.
3. Расфасовывают испорченные плоды совместно с качественными в плотные пакеты, укладывая их на дно.

Обман за счет продажи плодов с дефектами, известные продавцу происходит потому, что в настоящее время, так же как обманывают покупателя, обманывают и продавца. Это делают очень часто оптовые посредники, экспедиторы, доставляющие плоды с баз и складов. Они также обманывают своих покупателей. И поэтому у продавца возникают проблемы - или "всучить" некачественный товар неискушенному покупателю, или нести убытки за счет своего дохода. Поэтому многие продавцы стараются переложить свои ошибки и просчеты на плечи доверчивого покупателя.

При продаже плодов встречаются следующие дефекты: механические повреждения; повреждения сельхозвредителями; развитие грибковых и бактериальных заболеваний; физиологические процессы (загар, пухлость яблок, потемнение мякоти, налив и т.п.). Обычно продавец знает о дефектах своих плодов и поэтому стремится как можно быстрее их продать. Поэтому если Вы видите, что цены на данные плоды немного ниже, чем на другие, то, прежде всего, убедитесь, а качественные ли это плоды. Постарайтесь перед покупкой попросить продавца разрезать некоторые покупаемые Вами яблоки и груши пополам, чтобы убедиться в отсутствии дефектов и прежде всего гнили в семенном гнезде.

Обман за счет продажи некачественных плодов, качество которых известно для продавца происходит по нескольким причинам. Во-первых, продавцу поставили некачественные плоды (например, бананы или ананасы) неизвестного ему производителя оптовые посредники и он обнаружив это потом, чтобы не оплачивать данную партию плодов из своего кармана, пытается реализовать их неискушенному в этих тонкостях покупателю.

Например, в киоск или палатку зимой привезли уже испорченные бананы, а при дальнейшем хранении их при низкой температуре они начинают портиться дальше из-за переохлаждения. Продавец вынужден продавать эти некачественные бананы, чтобы совсем их не выбрасывать. В результате страдает покупатель, которому всовывают некачественную продукцию.

Обман за счет продажи фальсифицированных плодов. Рассмотрим основные виды фальсификации плодов, встречаемые на рынках России и используемые для обмана покупателя.

Ассортиментная фальсификация плодов может проводиться следующими приемами: подмена одного сорта тех или иных плодов другими; подмена плодов в потребительской стадии, на плоды находящихся в съемной стадии зрелости; подмена одного вида плодов другим; подмена пищевых сортов техническими.

Наиболее распространенная ассортиментная фальсификация плодов осуществляется за счет подмены высококачественной продукции низкосортными изделиями. Так, вместо яблок высшего сорта продают второго или первого сорта, вместо бананов экстра класса предлагают первого или даже второго класса.

Может происходить также подмена одного вида плодов другими. Так вместо земляники садовой предлагают клубнику, а вместо яичных слив - алычу садовую.

При продаже яблок, груш, бананов, ананасов, киви и других, созревающих при хранении, плодов может происходить следующая ассортиментная фальсификация. Под видом зрелых плодов в потребительской стадии зрелости Вам предлагают продукт, находящийся в съемной стадии зрелости и до его употребления ему нужно еще очень долго лежать при определенных условиях хранения. Так, бананы могут продавать зелеными, с высоким содержанием крахмала и малым содержанием сахаров, но их достаточно просто определить по цвету. А вот с ананасами намного сложнее. Многие потребители не знают еще, как выглядят созревшие ароматные и вкусные ананасы, а поэтому потребляют их зелеными и затем говорят, что этот продукт им не нравится. Созревший ананас можно определить по следующим показателям:

верхний пучок листьев (султан) имеет салатный или желто салатный цвет, а самый верхний листочек должен быть желтым;
цвет плода от соломено-желтого до желтого от низа до верхнего пучка листьев;
кончики "сегментов" расположенные по поверхности ананаса должны быть темно-коричневого цвета.

На наших рынках чаще всего продают зеленые ананасы под видом созревших и находящиеся в потребительской стадии зрелости.

Также легко определить несозревшие импортные яблоки, широко реализуемые на наших рынках, путем добавления нескольких капель раствора йода на срез. Несозревшие яблоки, содержащие крахмал, сразу же окрасятся в синий цвет при попадании йода на срез. И мы такой способ выявления фальсификации яблок применяем на лабораторных занятиях.

Качественная фальсификация плодов может происходить за счет: добавления воды; реализации некачественной продукции (гнилая, подавленная, битая, с признаками заболеваний, червивая, прокисшая и т.п.); продажи не полностью созревших плодов; введения консервантов и антибиотиков; добавлений нитратов, этилена и других соединений для ускорения созревания.

Для увеличения массы плодов их помещают в холодную воду, иногда с добавлениями антибиотиков, и выдерживают определенное время в зависимости от вида плодов и их размеров. Таким образом, можно увеличить вес плодов до 10-15%. Отличить такую фальсификацию практически невозможно, но срок хранения такой продукции без антибиотиков резко уменьшается, а с применением антибиотиков увеличивается значительно.

Вы, наверное, замечали на рынке такую ситуацию: цитрусовые из Грузии или из Азербайджана быстро портятся, покрываясь зелеными или белыми пятнами и начинают сильно горчить. Бедные реализаторы этой продукции все время проверяют ее на признаки порчи и, снижая цены, пытаются побыстрее ее продать. В то же время, апельсины и лимоны из-за рубежа (греческие, марокканские и т.п.) валяются на наших складах, прилавках месяцами и ни одна "зараза" их не употребляет для своего питания, кроме человека. Сколько же нужно было добавить в них антибиотика, чтобы они так долго сохранялись, Вам никто не скажет. Все это называется сейчас коммерческой тайной. Да это большая сейчас тайна для российского потребителя - как его травят за его же деньги. А ведь эти цитрусовые мы, прежде всего, покупаем для детей, больных и стариков, для которых эти антибиотики, принимаемые без назначения врача, подобны яду.

С такой фальсификацией, как реализация некачественной плодоягодной продукции под видом качественной потребитель встречается практически всегда и ему все эти способы хорошо известны. Например, к качественным яблокам реализатор всегда пытается подсунуть два-три гнилых, или червивых плода, в лучшем случае битых или давленных. Вместо созревших плодов подсовывают перезревшие яблоки, груши с плесенью в семенном гнезде и т.п.

При продаже ранней черешни, земляники фальсификатор предварительно обрабатывает их нитратами или нитритами и они быстро формируют потребительскую окраску. Однако потребитель очень легко может отличить такую фальсификацию по следующим параметрам:

отсутствие сладкого вкуса;
несозревшая косточка, семена на поверхности земляники;
плод с трудом отделяется от плодоножки.

Кроме того, необходимо сразу же данную продукцию проверить на наличие нитратов или нитритов. Ранее продавались специальные тест-полоски на нитраты, приборы нитрато-ионометры для потребителя, чтобы он мог сам провести определение нитратов в плодоовощной продукции. Однако в последние годы их в продаже не стало. Поэтому необходимо обращаться в специализированные лаборатории.

Для удлинения сроков хранения плодов в последние годы за рубежом широко практикуется применение антибиотиков как при опрыскивании садов и ягодников, так и для обработки созревших плодов. Однако при этом не указывают, какие же были применены антибиотики и в каких количествах. И если при употреблении мы удаляем часть их вместе с кожурой цитрусовых, то в яблоках, грушах, сливе, винограде и других плодах они полностью поступают в наш организм вместе данным плодом.

Количественная фальсификация плодов (недовес) это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы), превышающих предельно допустимые нормы отклонений. Например, вес нетто с яблоками, грушами оказывается значительно меньше, чем заказывал и оплатил покупатель. Выявить такую фальсификацию достаточно просто, измерив предварительно массу плодов поверенными измерительными мерами веса.

Информационная фальсификация плодов - это обман потребителя с помощью неточной или искаженной информации об этих изделиях.

Этот вид фальсификации осуществляется путем искажения информации в товарно-сопроводительных документах, маркировке плодов. При фальсификации информации о плодах довольно часто искажается или указываются неточно следующие данные:

наименование товара;
страна происхождения товара;
фирма-изготовитель товара;
количество товара;
местонахождения предприятия;
способ и дозировка обработки плодов.

В плодах, в нарушение закона "О защите прав потребителя", не указываются какие были введены антибиотики, продлевающие их гарантийный срок хранения.

К информационной фальсификации относится также подделка сертификата качества, таможенных документов, штрихового кода и др.

Таким образом, обман при продаже плодов в нашей стране процветает.

Содержание

1. Введение
2. История обманов покупателей при продаже продовольственных товаров
3. Общие положения об обмане, подделках и подлинности товаров
4. Виды и способы обмана покупателя и методы их выявления

ВИДЫ И СПОСОБЫ ОБМАНА ПОКУПАТЕЛЯ ПРИ ПРОДАЖЕ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
ЗЕРНОМУЧНЫЕ ТОВАРЫ

5. Хлеб и хлебобулочные изделия
6. Макаронные изделия
7. Крупа
8. Мука
9. Зерно

КОНДИТЕРСКИЕ ТОВАРЫ

10. Мучные кондитерские изделия
11. Сахаристые кондитерские изделия
12. Сахар и сахарозаменители
13. Пчелиный мед
14. Фруктово-ягодные кондитерские изделия
15. Жиросодержащие кондитерские изделия
16. Крахмал и крахмалопродукты

ПЛОДЫ, ОВОЩИ И ПРОДУКТЫ ИХ ПЕРЕРАБОТКИ

17. Плоды
18. Овощи
19. Продукты переработки плодов и овощей

ВКУСОВЫЕ ТОВАРЫ

20. Чай
21. Кофе
22. Пряности и приправы
23. Безалкогольные напитки

МОЛОЧНЫЕ ТОВАРЫ

24. Молоко и молочные продукты
25. Кисломолочные продукты
26. Масло коровье
27. Сыры

МЯСО И МЯСНЫЕ ТОВАРЫ

28. Мясо
29. Колбасные изделия
30. Мясные консервы
31. Мясные полуфабрикаты

РЫБНЫЕ ТОВАРЫ

32. Рыба
33. Соленые, вяленые, сушеные и копченые рыбные товары
34. Рыбные консервы
35. Икорные товары

ПИЩЕВЫЕ ЖИРЫ

36. Растительные масла
37. Маргарин
38. Майонез
39. Кулинарные жиры
40. Пищевые концентраты
41. Яйцо и яичные товары

Комментариев нет:

Отправить комментарий