История Москвы
В
древней Руси любую крепость исстари называли "городом".
Расширительно в понятие "город" входило и всякое поселение, имевшее
такую крепость в своем центре или на окраине. В узком значении словом
"город" называли само оборонительное сооружение, укрепление, которое
что-нибудь огораживало, защищало. Но слово "город" отражало видимую,
внешнюю оболочку крепости. Не случайно новгородцы одну из своих крепостей
назвали "Орешек". А слова, которые раскрывали бы внутреннюю
"социальную начинку" крепости, указывали бы на ядро
"орешка", появились позднее. Словами этими были: "кром",
"кремник", "кремль", "детинец",
"замок"... Часто они выступали дублетно со словом "город"
(город-кром, детинец-город и т.д.).
Особенно
интересны в этом ряду первые три слова,, связанные не только этимологически[1].
При рассмотрении хронологии и географии их распространения, но особенно при анализе понятий, выраженных ими в исторических известиях, обнаруживается градостроительная тема происхождения и развития древних русских городов. А тема эта представляет огромный научный и просто познавательный интерес.
При рассмотрении хронологии и географии их распространения, но особенно при анализе понятий, выраженных ими в исторических известиях, обнаруживается градостроительная тема происхождения и развития древних русских городов. А тема эта представляет огромный научный и просто познавательный интерес.
Слово
"кром" (по древнейшему написанию — "кръм") в этимологическом родстве со
словом "кopм" ("кърм, "кърма" — пища),
а также со словом "корма" ("къръма" — тыловая часть
корабля-лодки, где помещался обыкновенно провиантский запас
—."кърм"). Да и смысл их близок, поскольку "кром" означал
"склад", располагавшийся, в тылу города, укрепленного поселения.
Понятие "кром" по объему и содержанию неплохо раскрывают с разных
сторон однокоренные слова: "укромный" (уединенный),
"закрома" (складские клети, хранилища, житницы), "кромешная
тьма" (за пределами света, тайна), "ад кромешный" (страшный
погром, полный беспорядок), "кромольник" (мятежник, разбойник, вор),
"скромный" (от "скоромный" — скудный — о питании),
"кроме" (наречие, указывающее на отделенность) и др.
Кром древнерусского города
был складом необычным. Стоял он открыто и, более того, на как можно более
высоком месте, видимый отовсюду. Но он был сильно укреплен оградой —
"городом", потому что хранился в нем "живот" — все самое
необходимое для жизни, существования в физическом (животном) смысле. Община
владельцев крома — "кромство" или "кроменьство" — вольготно
жила под крепостью у реки в своих дворах или дворцах на открытом посаде. При
нападении врагов она уходила, в кром и, отбиваясь от противника, переживала
там опасность. Собственно, город-кром создавался для защиты от нападений и,
естественно, в нем должно было иметься все необходимое для этого в достатке:
оружие, доспехи, пища, вода. Во время штурма города-крома дети, женщины,
старики сидели в крому, питаясь запасами кромских клетей,
а мужчины защищали стены крома. Это и был исстари — обыкновенный древнерусский
общинный город.
Впервые
термин "кром" в интересующем нас значении проглянул в записях
новгородских летописей. Под 1066 г.: "прииде Всеславъ (полоцкий князь –
Г.М.), взяше Новгород и пожже до окрома неревского, и святую Софию пограби. И покуль
пожже, потоуль город доспеша. И отъиде Всеславъ"; под 1112г.: "в
тоже лето погоре... на сей же стороне город
кромный от лукин пожар" (текст выделен автором). Неревскнй конец Новгорода
находился с севера от нынешнего Детинца, а улица Лукина — с юга. Оба
крома-городка Неревский и Людин очевидно были объединены в 1116г. едиными
стенами, образовав "детинец" (вторичная, разросшаяся относительно
первоначальной, крепость, названная по правилу наследования
"отчина-детина"; в Чернигове третье крепостное приращение получило
название "третьяк"). Склады в Детинце продолжали функционировать в
северной и южной его частях до конца XV в. (в средней части стояла София), хотя
"кромские" названия этих складов исчезли.
Исстари
"Кромом" называлось крепостное ядро Пскова. Летописи города сообщают
под 1394г.: "кончаны быша Перси оу крома"
("Перси" — грудь города, название мощной напольной крепостной
стены); 1424г.: "кончана бысть стена камена Перси кромскыа"; 1503г.: " и много пушками били (немцы на город
на кром". Псковский Кром был
тесно заставлен клетями-складами, сурово охранялся, даже "кромскими
псами". Новгородские летопиои со общают под 1314 г.: "в Пскове
почали бяху грабити не добрии людие... Клети
на городе и избиша их пльсковичи с 50 человек и потом бысть тихо".
Фландрский рыцарь-путешественник Гильбер де-Ланноа написал в 1413г.:
"Псков очень хорошо укреплен каменными стенами и башнями, и в нем
находится один очень большой замок, куда ни один истинный христианин2 не
может войти, не подвергаясь опасности смерти". Псковские летописи тоже
сообщают под 1422г.: "а в Пскове тогда бяше старых лет КЛЕТИ всякого
обидна изнасыпани на крому". В
грамоте 1463-65 гг. псковского князя Ивана Александровича можно прочесть:
"а живот его за печатью лежал на городе"; или в духовной 1491-96 гг.
Никиты Хо-ва: "А клеть на
городе продали... да и животное, что было в клети". Псковские летописцы продолжают под 1496г.:
"загорелося на крому..., и клетей много погорело; и ржи много, и
платья", в 1510г~ взявший Псков Василий III "с Крому велел клети выпрятати
и крому бысть пуст".
Кромы
упоминаются в Великих Луках под 1480г., В Себеже под 1585г. В других новгородских
городках слово "кром" не встречается (скудны исторические данные), но
есть известия о складских клетях с их обычным содержимым. Например,
новгородские летописи сообщают под
1360г. :"погоре Корельский городок и много пакости створися до спеху и животу, а городцане только
душами осташася".
Уже
после присоединения Пскова к Москве, по городам псковщины прошел в 1581г. с
войсками польский король Стефан Баторий. Документы 1585г. так описывают их
состояние. В Вороначе стояли в крепости "18 житниц царя, да посадских, и
волостных, и черных людей, и деревенских крестьян клетей — 228 клетей, а ныне
места пусты". В Острове "детей боярских, и пушкарей, и воротников, и
попов, и дьячков церковных 6 изб, да 11 клетей, да двои сена, да 258 мест
клетных". В Красном городке: "житница с государевым хлебом, да 10
мест житничных пусты..., житницы детей боярских, и пушкарей, и стрельцов, и
посадских людей, и попов... всего 13 клетей, да 211 мест житничных и клетных
пустых". Город Опочка не был разгромлен Баторием, но в его крепости
сохранилось "осадных мест и клетей 137, да 197 - пусты, а людей у них
нет". Несомненно, что и другие псковские городки были такими же кромами,
набитыми до отказа клетями-житницами, особенно до 1510г. (во времена Батория
они стали уже почти городищами). Таким образом, Новгородская и Псковская
земли, с их прогрессом реликтовых, общинных форм быта, позволяют четко и
однозначно представить характер их городов как кромов в окружении посадов.
В
других землях Руси "внутренняя начинка" крепостей выявляется труднее.
Но и там картина по существу та же. Прежде всего, с XII в. известен город Кром
(Кромы) на нынешней Орловщине. Во Владимирской земле существовали, как и на
Севере, погосты под названием "Кромы", деревни Кромино, Кромы, —
видимо, сохранявшие в своих названиях сведения о древних городках.
Более
определенная картина рисуется археологами. Вот несколько примеров. Новогрудок
XII-XIII вв.; "концентрация хозяйственных сооружений (в крепости) и их
отдаленность от жилищ дают основание считать, что на раскопанной территории
были сосредоточены житницы и кладовые"; "полы были в щелях промазаны
глиной и сверху настланы берестой, в раскопе — зерна пшеницы, ржи, ячменя, овса,
горох, конопля. Зерно было внизу, среди него — хозинвентарь" (Гуревич Ф.
Д., Павлова К. В.). Тешилов XII в.: "в крепости открыты "наземные
бревенчатые избы с земляным полом. На некоторых участках избы тесно примыкали
друг к другу, располагаясь длинными рядами и образуя как бы улицы"
(Никольская Т. Ц.). Серенск: "город погиб в 1238г. при нашествии Батыя.
При раскопках было найдено множество человеческих скелетов, в том числе женщин
и детей, поврежденных огнем", "при раскопках детинца... было
обнаружено сплошное зерно, толстый слой, везде горелый. В подвалах останки
людей, скелеты были буквально засыпаны зерном". "Находки в детинце
среди скелетов, обгорелых вещей и зерна свидетельствуют о том, что жители
стащили сюда все самое ценное, что попытались сохранить от монголов"
(Никольская Т.Н. Маленький кром Серенска пл. 0,5 га неправильно назван
"детинцем"). Вот древние русские города и картина защиты, трагической
гибели одного из них. Клети-склады с деревянными, глинянными, земляными
полами; наземные, полу земляночные; нередко с печами-каменками в углах (из-за
чего археологи часто житницы принимают за постоянное жилье) обнаружены на
Киселевке в Киеве (IX-XII вв.), в Бресте (XI-XIII вв.), в Старице (XIV в.) и других городках.
Древнерусский
город представлял собой материализованный слепок с городской общины. А поскольку
община, например, была обязана выставлять на войну войско, мелкие города
поставляли сотню, две, три воинов, крупные — тысячу и более (командовали ими
сотские, тысяцкие). Число клетей в городском крому возможно соответствовало
такой "росписи" населения. Следовательно, и площадь строившихся
кромов была кратной этим числам.
Феодализация
русского общества (распад на сословия, классы) приняла особенные по сравнению
с Западной Европой формы и своеобразно отразилась в градостроительном процессе.
Народившиеся феодалы-землевладельцы не строили своих родовых замков и не
противостояли городам, а оставались в городских общинах, отчего эти общины
просто расслаивались. Некоторые великие князья, пытались, правда, строить
настоящие укрепленные замки, но у них из этого ничего не вышло. Так Андрей
Боголюбский, построивший каменную крепость Боголюбове под Владимиром, был
убит.3 Дмитрия Переяславского, строившего каменное Копорье,
новгородцы прогнали, а сам замок разрушили.
Клети
псковского Крома принадлежали в основном боярам-землевладельцам, среди них
были князья и церковнослужители. Псков был стольным городом, и его кромская
община была высокой по социальному статусу. "В" "псковских
пригородах спектр сословий владельцев кромских клетей был "более широк и
начинался от крестьян и "черных людей". Но расслоение городских общин
вело к ослаблению общинных связей, конечным результатом чего должна быть
ликвидация кромов. Этот процесс активно протекал в крупных городах и отразился,
в частности, на появлении новых названий их крепостных ядер:
"кремник" и "кремль". Названия как бы сопровождали
изменения существа крепостей. Сначала — о самих словах.
В
псковских летописях существовала архаичная форма написания слова "кром"
как "креом". Например, под 1421г.: "начаща делати Перси оу креома", 1463г. "почаша
делати стену новую на креому" и
др. Но в правописании имелся и следующий шаг, видимо происходивший из простой
разговорной речи: под 1393г. "заложиша псковичи Перси оу крема", 1400г. "псковичи
поставиша другим костер (башню) в кут крема
на стрелици" и др. Кстати, В Себеже несколько раз упоминается только крем ("поп ис крему", "воротники кремских
ворот" и т. п.). Необходимо отметить, что существовали и другие разночтения.
Например, в одних списках Псковской судной грамоты указан кримский тать (вор), в то время как в списках других кромский тать. Западнославянская форма
произношения допускала наряду со словом "кром" слова
"крум", "крам", отчего и города получили названия
Кромпахи, Крумлов, а в литовском Вильно крепостным ядром города был Kramnizamek. Совмещение
складов с лавками привело к тому, что слово "крам" стало обозначать
торговую лавку.
Тверские
летописи сообщают о существовании "кремников" в ряде городов. Под
1315г. упоминается кремник в
Торжке, под 1316, 1317 гг. в Твери, причем в последнем случае сначала
"загореся град Тферь кремник и
множеством людпп погашен бысть", а затем князь Михаил "заложи болший
град кремник". Под 1331г.
"бысть пожар в Москве и погоре город кремник
", под 1354г. "погоре город Москва, кремник весь, церквой огорело 13".
Слово
"кремль" имеет в своей основе слово "кромля" (кръмля) —
пища и бесспорно этимологически ведет свое начало от слов "кром",
"креом", "крем", "кремник", завершая их ряд.
Слово "кремль" появилось в Москве впервые в 1365г., когда погорели
деревянные стены предшествующего кремника
и решено было поставить каменные стены кремля.
К 1367 году такая крепость была выстроена и с этих пор слово " кремль " сначала утвердилось в Москве,
а потом его стали нарицательно применять и для обозначения крепостных ядер
других городов. Социальная сущность Московского Кремля хорошо известна. Это
была крепость, в которой жили как феодалы (бояре, князья, церковные иерархи,
цари), так и служилые люди, церковнослужители и др. В этой связи следует в
заключении подчеркнуть два вывода.
Слова:
"кром", "кремник", "кремль" обнаруживают
движение по времени с XI по XIV вв. и по территории от северо-запада Руси на
юго-восток: от Новгорода, Пскова (кром), через Торжок, Тверь (кремник) к Москве
(кремник, кремль). От Москвы слово "кремль" стало распространяться в
последующие века во все стороны
(в xvii в. пришло даже в Псков).
В
Москве позднейшая каменная крепость Дмитрия Донского 1367г. (кремль) заменила
стоявшую раньше внутри меньшую деревянную крепость (кремник), построенную еще
Юрием Долгоруким в сер. XII в. и много раз перестраиваемую (например, дубовая
крепость Калиты появилась в 1339г. после пожара 1337г.). Однако внутри
крем-ника на Боровицком мысу, при самом впадении Неглинной в Москву-реку,
имелась древнейшая первоначальная маленькая крепость X-XI вв. Рассматривая
термины "кром"-"кремник"-"кремль" в обратном
порядке, следует сделать заключение, что древнейший городок Москвы на
Боровицком мысу был кромом, потому,
что от него и родились термины последующие. Ров московского крома был засыпан (судя по археологическим данным) лишь
в начале XIV в. внутри кремника. Кремник, говоря определеннее, был крепостью, в
которой находились склады крома, а рядом, внутри общих стен, проживала и
феодальная верхушка, владевшая этим кромом. Кремник соответствовал детинцу.
Кремль же был крепостью, в которой крома уже не было. На Руси XV-XVII вв. одновременно
могли существовать в разных по величине городах кромы, кремннки и кремли.
Примечания
1. Словами "кромъ-кремль"
заинтересовались в лингвистическом аспекте еще в прошлом веке Я. Грот, П.
Строев, А. Кубарев и др. См. например: Кубарев А. Откуда слово
"КРЕМЛЬ"? (ЧОИДР, 1873, М., 1874, кн. 4, с. 13 и далее). Там же —
полемика, завершающаяся ошибочными выводами самого Кубарева. С тех пор тема
специально не разрабатывалась, не развивалась.
2. "Истинными
христианами" Г. де-Ланноа именует своих единоверцев католиков, чье
передвижение по Древнерусской земле было ограничено. ,
3. Причина мученической
кончины Святого Благоверного Великого Князя Андрея Боголюбского все-таки не так
однозначна. (Прим. ред.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий