воскресенье, 26 февраля 2012 г.

Кром — Кремник — Кремль

История Москвы

В древней Руси любую крепость исстари называли "городом". Расширительно в понятие "город" входило и всякое поселение, имевшее такую крепость в своем центре или на окраине. В узком значении словом "город" называли само оборонительное сооружение, укрепление, которое что-нибудь огораживало, защищало. Но слово "город" отражало видимую, внешнюю оболочку крепости. Не случайно новгородцы одну из своих крепостей назвали "Орешек". А слова, которые раскрывали бы внутреннюю "социальную начинку" крепости, указывали бы на ядро "орешка", появились позднее. Словами этими были: "кром", "кремник", "кремль", "детинец", "замок"... Часто они выступали дублетно со словом "город" (город-кром, детинец-город и т.д.).
Особенно интересны в этом ряду первые три слова,, связанные не только этимологически[1].
При рассмотрении хронологии и географии их распространения, но особенно при анализе понятий, выраженных ими в исторических известиях, обнаруживается градостроительная тема происхождения и развития древних русских городов. А тема эта представляет огромный научный и просто познавательный интерес.
Слово "кром" (по древнейшему написанию — "кръм") в этимологическом родстве со словом "кopм" ("кърм, "кърма" — пища), а также со словом "корма" ("къръма" — тыловая часть корабля-лодки, где помещался обыкновенно провиантский запас —."кърм"). Да и смысл их близок, поскольку "кром" означал "склад", располагавшийся, в тылу города, укрепленного поселения. Понятие "кром" по объему и содержанию неплохо раскрывают с разных сторон однокоренные слова: "укромный" (уединенный), "закрома" (складские клети, хранилища, житницы), "кромешная тьма" (за пределами света, тайна), "ад кромешный" (страшный погром, полный беспорядок), "кромольник" (мятежник, разбойник, вор), "скромный" (от "скоромный" — скудный — о питании), "кроме" (наречие, указывающее на отделенность) и др.

Кром древнерусского города был складом необычным. Стоял он открыто и, более того, на как можно более высоком месте, видимый отовсюду. Но он был сильно укреплен оградой — "городом", потому что хранился в нем "живот" — все самое необходимое для жизни, существования в физическом (животном) смысле. Община владельцев крома — "кромство" или "кроменьство" — вольготно жила под крепостью у реки в своих дворах или дворцах на открытом посаде. При нападении врагов она уходила, в кром и, отбиваясь от противника, переживала там опасность. Собственно, город-кром создавался для защиты от нападений и, естественно, в нем должно было иметься все необходимое для этого в достатке: оружие, доспехи, пища, вода. Во время штурма города-крома дети, женщины, старики сидели в крому, питаясь запасами кромских клетей, а мужчины защищали стены крома. Это и был исстари — обыкновенный древнерусский общинный город.
Впервые термин "кром" в интересующем нас значении проглянул в записях новгородских летописей. Под 1066 г.: "прииде Всеславъ (полоцкий князь – Г.М.), взяше Новгород и пожже до окрома неревского, и святую Софию пограби. И покуль пожже, потоуль город доспеша. И отъиде Всеславъ"; под 1112г.: "в тоже лето погоре... на сей же стороне город кромный от лукин пожар" (текст выделен автором). Неревскнй конец Новгорода находился с севера от нынешнего Детинца, а улица Лукина — с юга. Оба крома-городка Неревский и Людин очевидно были объединены в 1116г. едиными стенами, образовав "детинец" (вторичная, разросшаяся относительно первоначальной, крепость, названная по правилу наследования "отчина-детина"; в Чернигове третье крепостное приращение получило название "третьяк"). Склады в Детинце продолжали функционировать в северной и южной его частях до конца XV в. (в средней части стояла София), хотя "кромские" названия этих складов исчезли.

Исстари "Кромом" называлось крепостное ядро Пскова. Летописи города сообщают под 1394г.: "кончаны быша Перси оу крома" ("Перси" — грудь города, название мощной напольной крепостной стены); 1424г.: "кончана бысть стена камена Перси кромскыа"; 1503г.: " и много пушками били (немцы на город на кром". Псковский Кром был тесно заставлен клетями-складами, сурово охранялся, даже "кромскими псами". Новгородские летопиои со общают под 1314 г.: "в Пскове почали бяху грабити не добрии людие... Клети на городе и избиша их пльсковичи с 50 человек и потом бысть тихо". Фландрский рыцарь-путешественник Гильбер де-Ланноа написал в 1413г.: "Псков очень хорошо укреплен каменными стенами и башнями, и в нем находится один очень большой замок, куда ни один истинный христианин2 не может войти, не подвергаясь опасности смерти". Псковские летописи тоже сообщают под 1422г.: "а в Пскове тогда бяше старых лет КЛЕТИ всякого обидна изнасыпани на крому". В грамоте 1463-65 гг. псковского князя Ивана Александровича можно прочесть: "а живот его за печатью лежал на городе"; или в духовной 1491-96 гг. Никиты Хо-ва: "А клеть на городе продали... да и животное, что было в клети". Псковские летописцы продолжают под 1496г.: "загорелося на крому..., и клетей много погорело; и ржи много, и платья", в 1510г~ взявший Псков Василий III "с Крому велел клети выпрятати и крому бысть пуст".
Кромы упоминаются в Великих Луках под 1480г., В Себеже под 1585г. В других новгородских городках слово "кром" не встречается (скудны исторические данные), но есть известия о складских клетях с их обычным содержимым. Например, новгородские летописи сообщают под 1360г. :"погоре Корельский городок и много пакости створися до спеху и животу, а городцане только душами осташася".
Уже после присоединения Пскова к Москве, по городам псковщины прошел в 1581г. с войсками польский король Стефан Баторий. Документы 1585г. так описывают их состояние. В Вороначе стояли в крепости "18 житниц царя, да посадских, и волостных, и черных людей, и деревенских крестьян клетей — 228 клетей, а ныне места пусты". В Острове "детей боярских, и пушкарей, и воротников, и попов, и дьячков церковных 6 изб, да 11 клетей, да двои сена, да 258 мест клетных". В Красном городке: "житница с государевым хлебом, да 10 мест житничных пусты..., житницы детей боярских, и пушкарей, и стрельцов, и посадских людей, и попов... всего 13 клетей, да 211 мест житничных и клетных пустых". Город Опочка не был разгромлен Баторием, но в его крепости сохранилось "осадных мест и клетей 137, да 197 - пусты, а людей у них нет". Несомненно, что и другие псковские городки были такими же кромами, набитыми до отказа клетями-житницами, особенно до 1510г. (во времена Батория они стали уже почти городищами). Таким образом, Новгородская и Псковская земли, с их прогрессом реликтовых, общинных форм быта, позволяют четко и однозначно представить характер их городов как кромов в окружении посадов.

В других землях Руси "внутренняя начинка" крепостей выявляется труднее. Но и там картина по существу та же. Прежде всего, с XII в. известен город Кром (Кромы) на нынешней Орловщине. Во Владимирской земле существовали, как и на Севере, погосты под названием "Кромы", деревни Кромино, Кромы, — видимо, сохранявшие в своих названиях сведения о древних городках.

Более определенная картина рисуется археологами. Вот несколько примеров. Новогрудок XII-XIII вв.; "концентрация хозяйственных сооружений (в крепости) и их отдаленность от жилищ дают основание считать, что на раскопанной территории были сосредоточены житницы и кладовые"; "полы были в щелях промазаны глиной и сверху настланы берестой, в раскопе — зерна пшеницы, ржи, ячменя, овса, горох, конопля. Зерно было внизу, среди него — хозинвентарь" (Гуревич Ф. Д., Павлова К. В.). Тешилов XII в.: "в крепости открыты "наземные бревенчатые избы с земляным полом. На некоторых участках избы тесно примыкали друг к другу, располагаясь длинными рядами и образуя как бы улицы" (Никольская Т. Ц.). Серенск: "город погиб в 1238г. при нашествии Батыя. При раскопках было найдено множество человеческих скелетов, в том числе женщин и детей, поврежденных огнем", "при раскопках детинца... было обнаружено сплошное зерно, толстый слой, везде горелый. В подвалах останки людей, скелеты были буквально засыпаны зерном". "Находки в детинце среди скелетов, обгорелых вещей и зерна свидетельствуют о том, что жители стащили сюда все самое ценное, что попытались сохранить от монголов" (Никольская Т.Н. Маленький кром Серенска пл. 0,5 га неправильно назван "детинцем"). Вот древние русские города и картина защиты, трагической гибели одного из них. Клети-склады с деревянными, глинянными, земляными полами; наземные, полу земляночные; нередко с печами-каменками в углах (из-за чего археологи часто житницы принимают за постоянное жилье) обнаружены на Киселевке в Киеве (IX-XII вв.), в Бресте (XI-XIII вв.), в Старице (XIV в.) и других городках.
Древнерусский город представлял собой материализованный слепок с городской общины. А поскольку община, например, была обязана выставлять на войну войско, мелкие города поставляли сотню, две, три воинов, крупные — тысячу и более (командовали ими сотские, тысяцкие). Число клетей в городском крому возможно соответствовало такой "росписи" населения. Следовательно, и площадь строившихся кромов была кратной этим числам.
Феодализация русского общества (распад на сословия, классы) приняла особенные по сравнению с Западной Европой формы и своеобразно отразилась в градостроительном процессе. Народившиеся феодалы-землевладельцы не строили своих родовых замков и не противостояли городам, а оставались в городских общинах, отчего эти общины просто расслаивались. Некоторые великие князья, пытались, правда, строить настоящие укрепленные замки, но у них из этого ничего не вышло. Так Андрей Боголюбский, построивший каменную крепость Боголюбове под Владимиром, был убит.3 Дмитрия Переяславского, строившего каменное Копорье, новгородцы прогнали, а сам замок разрушили.
Клети псковского Крома принадлежали в основном боярам-землевладельцам, среди них были князья и церковнослужители. Псков был стольным городом, и его кромская община была высокой по социальному статусу. "В" "псковских пригородах спектр сословий владельцев кромских клетей был "более широк и начинался от крестьян и "черных людей". Но расслоение городских общин вело к ослаблению общинных связей, конечным результатом чего должна быть ликвидация кромов. Этот процесс активно протекал в крупных городах и отразился, в частности, на появлении новых названий их крепостных ядер: "кремник" и "кремль". Названия как бы сопровождали изменения существа крепостей. Сначала — о самих словах.
В псковских летописях существовала архаичная форма написания слова "кром" как "креом". Например, под 1421г.: "начаща делати Перси оу креома", 1463г. "почаша делати стену новую на креому" и др. Но в правописании имелся и следующий шаг, видимо происходивший из простой разговорной речи: под 1393г. "заложиша псковичи Перси оу крема", 1400г. "псковичи поставиша другим костер (башню) в кут крема на стрелици" и др. Кстати, В Себеже несколько раз упоминается только крем ("поп ис крему", "воротники кремских ворот" и т. п.). Необходимо отметить, что существовали и другие разночтения. Например, в одних списках Псковской судной грамоты указан кримский тать (вор), в то время как в списках других кромский тать. Западнославянская форма произношения допускала наряду со словом "кром" слова "крум", "крам", отчего и города получили названия Кромпахи, Крумлов, а в литовском Вильно крепостным ядром города был Kramnizamek. Совмещение складов с лавками привело к тому, что слово "крам" стало обозначать торговую лавку.
Тверские летописи сообщают о существовании "кремников" в ряде городов. Под 1315г. упоминается кремник в Торжке, под 1316, 1317 гг. в Твери, причем в последнем случае сначала "загореся град Тферь кремник и множеством людпп погашен бысть", а затем князь Михаил "заложи болший град кремник". Под 1331г. "бысть пожар в Москве и погоре город кремник ", под 1354г. "погоре город Москва, кремник весь, церквой огорело 13".
Слово "кремль" имеет в своей основе слово "кромля" (кръмля) — пища и бесспорно этимологически ведет свое начало от слов "кром", "креом", "крем", "кремник", завершая их ряд. Слово "кремль" появилось в Москве впервые в 1365г., когда погорели деревянные стены предшествующего кремника и решено было поставить каменные стены кремля. К 1367 году такая крепость была выстроена и с этих пор слово " кремль " сначала утвердилось в Москве, а потом его стали нарицательно применять и для обозначения крепостных ядер других городов. Социальная сущность Московского Кремля хорошо известна. Это была крепость, в которой жили как феодалы (бояре, князья, церковные иерархи, цари), так и служилые люди, церковнослужители и др. В этой связи следует в заключении подчеркнуть два вывода.
Слова: "кром", "кремник", "кремль" обнаруживают движение по времени с XI по XIV вв. и по территории от северо-запада Руси на юго-восток: от Новгорода, Пскова (кром), через Торжок, Тверь (кремник) к Москве (кремник, кремль). От Москвы слово "кремль" стало распространяться в последующие века во все стороны (в xvii в. пришло даже в Псков).
В Москве позднейшая каменная крепость Дмитрия Донского 1367г. (кремль) заменила стоявшую раньше внутри меньшую деревянную крепость (кремник), построенную еще Юрием Долгоруким в сер. XII в. и много раз перестраиваемую (например, дубовая крепость Калиты появилась в 1339г. после пожара 1337г.). Однако внутри крем-ника на Боровицком мысу, при самом впадении Неглинной в Москву-реку, имелась древнейшая первоначальная маленькая крепость X-XI вв. Рассматривая термины "кром"-"кремник"-"кремль" в обратном порядке, следует сделать заключение, что древнейший городок Москвы на Боровицком мысу был кромом, потому, что от него и родились термины последующие. Ров московского крома был засыпан (судя по археологическим данным) лишь в начале XIV в. внутри кремника. Кремник, говоря определеннее, был крепостью, в которой находились склады крома, а рядом, внутри общих стен, проживала и феодальная верхушка, владевшая этим кромом. Кремник соответствовал детинцу. Кремль же был крепостью, в которой крома уже не было. На Руси XV-XVII вв. одновременно могли существовать в разных по величине городах кромы, кремннки и кремли.

Примечания
1. Словами "кромъ-кремль" заинтересовались в лингвистическом аспекте еще в прошлом веке Я. Грот, П. Строев, А. Кубарев и др. См. например: Кубарев А. Откуда слово "КРЕМЛЬ"? (ЧОИДР, 1873, М., 1874, кн. 4, с. 13 и далее). Там же — полемика, завершающаяся ошибочными выводами самого Кубарева. С тех пор тема специально не разрабатывалась, не развивалась.
2. "Истинными христианами" Г. де-Ланноа именует своих единоверцев католиков, чье передвижение по Древнерусской земле было ограничено. ,
3. Причина мученической кончины Святого Благоверного Великого Князя Андрея Боголюбского все-таки не так однозначна. (Прим. ред.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий