Согласно
Церковному Уставу по продолжительности посты делятся на однодневные
и многодневные. Однодневные — это все среды и пятницы. Многодневные:
Великий пост,
А с точки зрения кулинарии посты делятся на 4 степени:
«сухоядение» — то есть хлеб, свежие, сушеные и квашенные овощи и фрукты;
«варение без елея» — вареные овощи, без растительного масла;
«разрешение на вино и елей» — вино испивается мерой для укрепления сил постящихся;
«разрешение на рыбу» — в Великий Пост можно есть рыбу только в праздник Благовещения и в Вербное воскресенье — вход Господень в Иерусалим.
При этом Церковь постоянно подчеркивает, что пост должен быть не только телесным, но и духовным. Это время покаяния и молитвы. Без них пост становится всего лишь диетой.
«Поститься христианину необходимо для того, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, — чтобы прояснить ум и возбудить, и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением и пьянством и заботами житейскими, а чрез то отпадаем от Источника жизни — Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы, и там научились Божественной премудрости. И как человек унижает себя чревоугодием, объядением и пьянством! Он извращает свою природу, созданную по образу Божию, и уподобляется скоту бессловесному, и даже делается хуже его».
Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами.
Пост — это аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Тем, кто начинает поститься уже в зрелом возрасте, необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года.
Начинай исполнять заповеди, касающиеся малого, и ты исполнишь заповеди, касающиеся великого: малое везде ведет к великому.
Каждый сам должен определить — сколько ему требуется в сутки пищи и питья, потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, — неспособности к делу.
Пожилые, больные люди, дети и беременные женщины вообще могут освобождаться от строгого поста. Можно не поститься путешественникам и военным.
Рецепты многих постных блюд пришли к нам со времен Крещения Руси. Некоторый из них имеют греческое или византийское происхождение. На Руси не записывали кулинарные рецепты, они передавались из дома в дом, из поколения в поколение.
В дни поста пекли пироги с грибами, маком, горохом, репой, ягодами, медом и яблоками. Рыбные пироги пекли с сигами, рыбными молоками. В пост делали оладьи, блины, хворост, причем блины не составляли принадлежности Масленицы, как теперь.
Икра осетра была роскошью, но паюсная икра была доступна даже беднякам. Ее заправляли уксусом, перцем и луком. Пекли икряные блины — икру взбивали, затем добавляли муку.
Во время постов во всех трактирах выбор блюд не отличался от тех, которые ели в монастырях. Народными блюдами были тюря, толокно и полевка.
Петров пост, Успенский пост и Рождественский пост.
А с точки зрения кулинарии посты делятся на 4 степени:
«сухоядение» — то есть хлеб, свежие, сушеные и квашенные овощи и фрукты;
«варение без елея» — вареные овощи, без растительного масла;
«разрешение на вино и елей» — вино испивается мерой для укрепления сил постящихся;
«разрешение на рыбу» — в Великий Пост можно есть рыбу только в праздник Благовещения и в Вербное воскресенье — вход Господень в Иерусалим.
При этом Церковь постоянно подчеркивает, что пост должен быть не только телесным, но и духовным. Это время покаяния и молитвы. Без них пост становится всего лишь диетой.
«Поститься христианину необходимо для того, — пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, — чтобы прояснить ум и возбудить, и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением и пьянством и заботами житейскими, а чрез то отпадаем от Источника жизни — Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Объядение и сластолюбие пригвождают нас к земле и обсекают, так сказать, у души ее крылья. А посмотрите, какой высокий полет был у всех постников и воздержников! Они, как орлы, парили в небесах; они, земнородные, жили умом и сердцем на небесах и слышали там неизреченные глаголы, и там научились Божественной премудрости. И как человек унижает себя чревоугодием, объядением и пьянством! Он извращает свою природу, созданную по образу Божию, и уподобляется скоту бессловесному, и даже делается хуже его».
Основа поста — борьба с грехом через воздержание от пищи. Именно воздержание, а не изнурение тела, поэтому правила соблюдения постов каждый должен соизмерить со своими силами.
Пост — это аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Тем, кто начинает поститься уже в зрелом возрасте, необходимо входить в поствование постепенно, поэтапно, начав хотя бы с воздержания от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года.
Начинай исполнять заповеди, касающиеся малого, и ты исполнишь заповеди, касающиеся великого: малое везде ведет к великому.
Каждый сам должен определить — сколько ему требуется в сутки пищи и питья, потом понемногу надо уменьшать количество употребляемой пищи и довести его до того, что больше уже нельзя сокращать свое питание, чтобы не подвергнуться ослаблению, изнурению, — неспособности к делу.
Пожилые, больные люди, дети и беременные женщины вообще могут освобождаться от строгого поста. Можно не поститься путешественникам и военным.
Рецепты многих постных блюд пришли к нам со времен Крещения Руси. Некоторый из них имеют греческое или византийское происхождение. На Руси не записывали кулинарные рецепты, они передавались из дома в дом, из поколения в поколение.
В дни поста пекли пироги с грибами, маком, горохом, репой, ягодами, медом и яблоками. Рыбные пироги пекли с сигами, рыбными молоками. В пост делали оладьи, блины, хворост, причем блины не составляли принадлежности Масленицы, как теперь.
Икра осетра была роскошью, но паюсная икра была доступна даже беднякам. Ее заправляли уксусом, перцем и луком. Пекли икряные блины — икру взбивали, затем добавляли муку.
Во время постов во всех трактирах выбор блюд не отличался от тех, которые ели в монастырях. Народными блюдами были тюря, толокно и полевка.
Тюря
Тюря —
это исконно постное жидкое холодное блюдо. Основными компонентами тюри
считаются хлеб и квас. Хлеб при этом должен быть свежим, мягким,
обрезанным от корок и нарезанным мелкими кубиками. Квас должен быть
кислым. В тюрю можно добавлять овощи, лучше натертые на терке. Тюря —
типичное домашнее блюдо, ее съедают сразу после приготовления.
Толокно
Толокно
готовили из овса, которое выдерживали в продолжение ночи в русской
печи. При этом мука, полученная из такого зерна, теряет способность
образовывать клейковину, хорошо набухает в воде и быстро густеет.
Толокно замешивают на кипяченой, немного подсоленной воде. Толокном
обычно ужинали перед сном.
Полевка
Полевка —
жидкая похлебка, которую готовили из ржаной муки, а точнее, из ржаного
теста — расчины. Расчину ставили накануне, затем добавляли соль,
лавровый лист, репчатый лук. Полевку заправляли луком, сушеными грибами,
сельдью, вяленой рыбой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий