вторник, 20 марта 2012 г.

Указы Петра Великаго с 1714 по 1725 годъ

Указы Петра Великого с 1714 по 1725 год (эксклюзивное подарочное издание) - качать

 

Указы Петра Великаго с 1714 по 1725 годъ

Указы Петра Великого с 1714 по 1725 год

  • Репринтное воспроизведение издания 1739 г.
  • Серия: Петровская библиотека
  • М.: Ломоносовъ, 2010. — 1032 с.
  • Формат: 215х275 мм + брошюра, коробка
  • Два варианта переплета (французский переплет из натуральной кожи; искусственная кожа), крапление обреза, бинты, тиснение, ляссе
  • Тираж: 300 экз.
В 1739 году вышло в свет наиболее полное издание указов Петра Великого, включившее важнейшие документы, появлявшиеся с 1714 года по 28 января 1725 года, то есть до кончины императора. Собрание документов оказалось настолько востребованным, что в том же 1739 году оно перепечатывалась несколько раз. Это издание сохраняло значение как свод российских законов до начала следующего столетия. Оставшиеся в силе документы были включены позднее в Полное собрание законов Российской империи 1830 года.

Пётр I вошел в историю как государь, умеющий закрепить свои нововведения законодательной системой. Сегодня не только историки, но и юристы признают беспрецедентный объем новаций, появившихся в российском праве за немногим более 25 лет активного правления Петра I. Можно с полной уверенностью утверждать, что в петровском законодательстве так или иначе нашли отражение многие базовые нормы, характерные для современной юриспруденции.
Аннинское издание Указов Петра I занимает особое место в коллекции редких книг XVIII столетия, хранящихся в библиотеке Российской академии наук. Оригинал этого тома держали в руках государственные деятели и законодатели во времена Елизаветы Петровны, Екатерины II, Павла I, Александра I. Его содержание штудировали юристы, историки, библиографы, исследовавшие правовое наследие петровской эпохи.
Стоимость: 38900 руб.
В корзину
Страницы книги
Указы Петра Великого с 1714 по 1725 год Указы Петра I Указы Петра I. Репринт издания 1739 года
Коробка книги и описание
 Источник
* * *

Как Петр I взял на себя функции кутюрье и стал переодевать россиян в европейские одежды?

14 января (4 января по старому стилю) 1700 года в Москве был объявлен указ Петра I «О ношении платья на манер венгерского», обязывающий именитых россиян впредь «на Москве и в городах носить венгерские кафтаны... кто успеет сделать, носить с Богоявленьева дня нынешнего года». Естественно, что указ у многих вызвал неудовольствие, но с царем не поспоришь. Пришлось боярам переодеваться самим, а вскоре и жен с дочерьми одеть в «срамные» европейские платья. Русь вступала не просто в новый век, она вступала в новую для себя эпоху, где ей по воле царя предстояло в считанные годы пройти тяжелый период европеизации.
Не стоит думать, что на Руси все были строгими приверженцами традиционной русской одежды. Европейские моды стали активно проникать в страну еще в период Смутного времени. Уже при отце Петра, царе Алексее Михайловиче, отдельные бояре и окольничие стали заводить в своих домах европейские порядки и носить непривычные для Руси одежды, чаще всего французского, польского или венгерского кроя. Во многом этому способствовало появление в стране иностранцев – дипломатов, офицеров, купцов, ремесленников. Но при дворе в это время разрешалось появляться только в русской одежде, исключение делалось лишь иноземцам. О том, что стремление носить европейскую одежду уже в то время утверждалось в рядах российской знати, свидетельствует царский указ от 1675 года, запрещавший носить при дворе все иноземное.
Первые изменения произошли в период правления царевны Софьи, фаворит которой, князь Голицын, стал и на придворных церемониях появляться в европейском платье. Некоторые элементы «западной моды» стали перенимать и дамы, именно в это время на Руси появились веера. Сам Петр I стал приверженцем европейской одежды благодаря своим ближайшим соратникам, Патрику Гордону и Францу Лефорту, в обществе которых царь весело кутил в Немецкой слободе. Видимо, окончательное решение переодеть россиян в иноземные платья утвердилось у Петра во время Великого посольства, когда монарх объехал ряд европейских стран.
Причина была не только в желании сделать Россию хотя бы внешне похожей на Голландию или Францию. Петр смотрел на дело значительно глубже. Проводя в стране широкомасштабные реформы, он создавал для этого новую государственную элиту, не обращая внимания на то, из каких сословий происходили приближаемые им к трону люди. Иноземная одежда позволяла всех уравнять. В этом Петр убедился лично, видя, как трудно в Европе отличить по платью обыкновенного буржуа от первого министра государства. В России же спутать с кем-нибудь боярина или окольничего мог только слепой.
Первые требования о ношении европейских платьев Петр «озвучил» еще в 1699 году, но их восприняло только царское окружение. Указ 1700 года царь, как говорится, выносил и выстрадал. Поэтому, объявив, стал жестко добиваться выполнения. Всего в период своего правления Петр издал 17 указов, в разной степени регламентировавших внешний вид подданных и правила ношения различных видов одежды. Первый указ был относительно коротким и давал именитым людям какое-то время «на раскачку». В декабре следующего года появился очередной указ «О ношении всякого чина людям Немецкого платья и обуви и об употреблении в верховой езде Немецких седел», бывший более конкретным и детальным, поэтому стоит привести его полностью.
«Боярам и окольничим и Думным и Ближним людям и Стольникам и Дворянам и Дьякам и Жильцам и городовым Дворянам и приказным людям и драгунам и солдатам и стрельцам и чёрных слобод всяких чинов людям Московским и городовым жителям, и которые помещиковы и вотчинниковы крестьяне, приезжая, живут на Москве для промыслов, кроме духовного чину, свяшенников и церковных причетников, и пашенных крестьян, носить платье Немецкое верхнее Саксонския и Французския, а исподнее камзолы и штаны и сапоги и башмаки и шапки Немецкия, и ездить на Немецких седлах; а женскому полу всех чинов, также попадьям и дьяконицам и церковных причетникам и драгунским и солдатским и стрелецким женам их и детям носить платье и шапки и кунтуши, а исподнее бостроги и юпки Немецкие же, а Русского платья и Черкесских кафтанов и тулупов и азямов и штанов и сапогов и башмаков и шапок отнюдь никому не носить, и на русских седлах не ездить, и мастеровым людям не делать и в рядах не продавать. А буде кто с сего Его Величества Государя указу, станут носить платье и штаны и сапоги и башмаки и шапки Русские и Черкесские кафтаны и азямы и тулупы, также и на Русских седлах ездить: с тех людей в воротах целовальникам имать пошлина, с пеших по 13 алтын и 2 деньги, с конных по 2 рубли с человека; также и мастеровые люди станут делать и в рядах торговать: и тем людям за ослушание их, учинено будет жестокое наказание».
Нововведение приживалось тяжело, приходилось не только неоднократно объявлять и разъяснять указ, но даже вывешивать в людных местах специальные «чучела», обряженные в иноземные платья, чтобы показать, как теперь необходимо выглядеть. Понятно, что в одночасье всех переодеть не получится, поэтому царь дал отсрочку неимущим на два года, чтобы доносить старую одежду. Но с 1705 года повелено было всем появляться в людных местах только в иноземном платье.
Следить за неукоснительным исполнением своих указов Петр поручил местным властям, но зная об их продажности, привлекал к этому и военных. Представляю, какое удовольствие доставляла солдатам проверка у горожанок соответствия исподнего монаршим требованиям.
Беда, как говорится, не приходит одна. С новыми одеждами постепенно стали смиряться, но бритье бород восприняли с большим трудом. Правда, с бородами Петр пошел на уступки, но не в ущерб государственной казне. Бороды разрешалось носить тем, кто заплатит специальную пошлину (своеобразный «бородовой налог») и получит подтверждающий это жетон.
Стоит отметить, что Петр стремился не только переодеть своих подданных, но и привить им хотя бы основы европейской культуры. Появились первые учебные заведения, в массовом порядке отроков стали посылать на учебу за границу, издали специальное наставление по поведению «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», стали проводиться ассамблеи (светские собрания), на которые приглашались дворяне и горожане с женами. Не только одежда, но и европейские привычки стали приживаться, а вскоре, особенно в дворянской среде, значительно потеснили исконно российские.
После смерти Петра I дворяне продолжили носить европейскую одежду, хотя в неё иногда стали вводить элементы, традиционные для русского платья. Зато часть купечества и городского населения вернулась к традиционной одежде, но власть на это стала смотреть «сквозь пальцы». Стоит отметить, что отдельные петровские указы, связанные с регламентацией одежды и внешнего вида, затем подтверждались императрицами Анной Иоанновной и Елизаветой Петровной, но в большей степени они уже касались только дворянства и чиновников, для которых об отступлении назад не могло быть и речи.
Теги: российская империя, одежда, мода, культура, история
18 комментариев (посмотреть последние комментарии)

Подкаст

Читает Дмитрий Креминский
Н.В. Неврев. Петр I в иноземном наряде... (Фрагмент картины)
Н.В. Неврев. Петр I в иноземном наряде... (Фрагмент картины)

Галерея


Портрет царицы Марфы Матвеевны с веером. Неизвестный художник

Беседа Петра I в Голландии. Неизвестный голландский художник

Бояре выходят от Петра I с обрезанными бородами. Гравюра конца XIX века

Жетон, сообщающий, что деньги за ношение бороды и усов заплачены. (Фото с сайта www.yagoodza.ru)

С. Хлебовский. Ассамблея при Петре I

Ссылки по теме

* * *

УКАЗЫ ПЕТРА ВЕЛИКОГО 1786 г.изд.

Закончено копирование оригинала книги. Архив можно скачать здесь: http://www.depositfiles.com/files/wqkk4dsv9
скачивайте,читайте! Очень познавательно,- особенно сейчас...
* * *


Название: Коллекция старинных книг истории России в оригинале
Год: XVI-XX вв
Жанр: Исторический очерк

Формат: PDF, djvu, jpg

Описание:
Более 300 книг касающихся истории России.

http://rutor.org/torrent/136680/kollekcija-starinnyh-knig-istorii-rossii-v-originale-pdf-djvu-jpg
* * *
galiciantales.narod.ru/baturin.htm
"Письма и бумаги Императора Петра Великого", М., АН СССР, 1948 г. .... Именно этот указ выбран не случайно (есть и другие указы и письма с ..... языке, будет гораздо проще привести отрывки непосредственно из оригинала, чем ...


Скачать Письма и бумаги императора Петра Великого / Письма и бумаги императора Петра Великаго. В 13-ти томах. [1887-2003, PDF/DjVu, RUS]


Скачать Император Пётр I Великий - Изречения Петра Великого [2012, PDF, RUS]

http://www.torrentino.ru/torrents/jy4l-imperator-pyotr-i-velikiy-izrecheniya-petra-velikogo

скачать Император Пётр I Великий - Изречения Петра Великого [2012, PDF, RUS]

* * *
 Рукопись Указа Петра I №1736 от 20 декабря 1699 года «О праздновании Нового года»
 Как вы все знаете, смена лет с датировкой 31 Декабря на 1 Января, Россия отмечается ровно с 1700 года. Указом, Петра I №1736 «О праздновании Нового года». Вот оригинал этого указа и перевод.




Рукопись Указа Петра I №1736 от 20 декабря 1699 года «О праздновании Нового года»

"7208 году декабря в 20 день великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя Poccии указал сказать:

Известно ему великому государю стало, не только что во многих европейских христианских странах, но и в народах словенских, которые с восточною православною нашею церковью во всем согласны, как: волохи, молдавы, сербы, долматы, болгары, и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от Рождества Христова в восьмой день спустя, то есть, генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую рознь и считание в тех летах, и ныне от Рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настает новый 1700 год, купно и новый столетний век; и для того доброго и полезного дела указал впредь лета счислять в приказах, и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от Рождества Христова 1700 года.

А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года.

Да генваря ж в 1 день, в знак веселия; друг друга поздравляя новым годом и столетним веком, учинить cиe: когда на большой Красной площади огненные потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам, боярам, и окольничим, и думным и ближним, и знатным людям, полатного, воинского и купецкого чина знаменитым людям, каждому на своем дворе, из небольших пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкетов, или иного мелкого ружья, учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где пространство есть, генваря с 1 по 7 число, по ночам огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть, или, кто похочет, на столбиках поставить по одной, по две, или по три смоляные и худые бочки, и наполня соломою или хворостом, зажигать, перед бурмистрскою ратушею стрельбе и таким огням и украшению, по их рассмотрению быть же."

— Указ Петра I №1736 «О праздновании Нового года»[3]

Что мы поняли из этого текста? Что к моменту его написания на дворе шёл 7208 год от Сотворения Мира (6 строчка). Только не говорите, что не знали этого раньше...

Вообще дату нового года с 31 на 1 Января впервые была введена римским правителем Юлием Цезарем в 46 году до н. э.


"Дата начала нового календаря была выбрана Петром Первым не случайно. 25 декабря, весь христианский мир отмечает Рождество Христово. Согласно Библии, на восьмой день младенец Исус был обрезан по иудейскому обряду, т.е. 1 Генваря христианской церковью отмечалось Обрезание Господне.

Вот эту дату и выбрал Петр Первый… он своим указом приказал всем подданым отмечать начало нового календаря и поздравлять друг-друга с Новым Годом.

Небольшой комментарий. При дворе Петра Первого, на русском языке почти не разговаривали, потому-что он считался языком простого народа… в основном всё общение шло на немецком и голандском языках.
Так вот слово Год (God) на этих языках, означает Бог… т.е. своим указом Петр заставил подданных поздравлять друг друга с Новым Богом, в день его обрезания. Эта петрова шутка существует до сих пор, и люди, потеряв изначальный смысл, продолжают 1 января поздравлять друг друга с Новым обрезанным Богом, а не с Новолетием, как это было раньше…"

208 год от Сотворения Мира. Что можно понимать под сотворением мира? С современной точки зрения как зарождения нашего мира, начало бытия. Но есть мнение что Сотворение Мира это есть подписание мирного договора. То-есть окончание войны.

По сути не настолько важно, что есть определение этого понятия, а то, что наши предки жили с пониманием того, что государству как минимум семь тысяч двести восемь лет (на момент правление Петра). Согласитесь это нормально. А сейчас эти бздуны празднуют 1000-летие Руси. Вот молодцы.

Я хотел написать большой пост про это всё, но не хочу перегружать вас датами цифрами Григорианскими и Юлианскими каледнарями и всем прочим.

Хочу лишь сказать что по Традиции празднуется Новолетие. А не новый год. Лето в понимании предков и было определением годового цикла. Сколько тебе ЛЕТ? 30 ЛЕТ назад и так далее.
Новолетие приходится на День Осеннего Равноденствия 21-22 Сентября.

И ещё, по-моему пора уже прекращать именовать года-лета по-китайскому календарю. Мы же не китайцы. Вдумайтесь. У нас веть есть всё своё.

Сейчас (сказано December 27th, 2009) у нас кстати идёт Лето 7518 от Сотворения Мира.
 

* * *



Комментариев нет:

Отправить комментарий